Гендерные особенности в деятельности женщины менеджера

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УПРАВЛЕНЦА

1.1. Сущность и содержание гендерных особенностей личности управленца 6

1.2. Анализ основных концепций гендерных особенностей личности менеджеров 21

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНЫ МЕНЕДЖЕРА

2.1. Организация и методика экспериментального исследования гендерных особенностей женщины менеджера 26

2.2. Анализ и динамика результатов экспериментального исследования 33

2.3. Основные условия и пути реализации гендерных особенностей личности управленца в карьерном росте 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Введение

Актуальность. На сегодняшний день гендерный аспект руководства является актуальным вопросом в менеджменте. Вопрос о женском лидерстве притягивает к себе внимание многих исследователей в области психологии управления, экономики, социологии и политологии.

Концепция исследования. Интерес к данной проблеме весьма высок и существует множество противоположных взглядов, концепций и исследований в этой области. Анализ литературы проблематике гендерных особенностей в стиле руководства показал, что имеется два основных, диаметрально противоположных подхода к роли и вовлеченности женщины в систему управления. Первый подход, который разрабатывается в русле феминистически направленных тенденций, рассматривает женщину как субъект борьбы за карьерное равноправие, выделяет ряд гендерно-обусловленных барьеров на пути восхождения женщины по карьерной лестнице. Второй подход считает, что базовые различия между женскими и мужскими ролями в социуме оправдывают различный подход к построению карьеры и управленческой деятельности у мужчин и женщин.

Методология научного познания. К методам исследования мы отнесли анализ научной литературы по проблеме, опрос, статистический и качественный анализ полученных данных. Теоретической и методологической основой для написания работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов. В рамках "новой психологии пола", считающей что ведущую роль в формировании психологического пола играют ожидания общества, работают Дж Стоккард и М.Джонсон, Р.Ангер, Е.Маккоби и К.Джеклин, А.Эрхард, С.Бэм.

Объект исследования: личностные черты женщин - менеджеров и мужчин-менеджеров по персоналу.

Предмет исследования: особенности личностных черти их отличие в зависимости от гендерных особенностей.

Мы исследовали только профессионально успешных менеджеров, что позволяет утверждать, что наиболее ярко выраженные личностные черты, присущие испытуемым данной выборки можно характеризовать как значимые в профессии менеджера.

Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров и мужчин-менеджеров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;

2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;

3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин - менеджеров и мужчин-менеджеров.

База исследования: выборку составили 40 менеджеров в возрасте от 25 до 35 лет.

Теория: построение карьеры и осуществление управленческой деятельности изначально различно, так как у женщин профессиональная деятельность сочетается с активным выполнением ролей матери, жены, домохозяйки, а это служит источником "ролевого напряжения", стресса.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что феминистически направленные тенденции считают, что женщина-менеджер в процессе управления отличается большим стремлением к новому, радикализму, высокой чувствительностью, заботой о людях, стремлением к "очеловечиванию" организационных интересов, в основе управленческой деятельности женщины-менеджера лежит направленность на взаимодействие с подчиненными.

Гипотеза: личностные характеристики менеджеров имеют существенные отличия в зависимости от пола.

Выбор исследуемых личностных черт, сформулированных в гипотезе, обусловил выбор методик, используемых в эмпирической части работы.

Методы и методики исследования: к методам исследования мы отнесли анализ научной литературы по проблеме, опрос, статистический и качественный анализ полученных данных.

Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определен категориальный аппарат исследования, представлены методы, методики и методологические основы исследования. В первой главе обзорно и более детально представлен теоретический материал по избранной теме. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей личностных черт женщин-менеджеров и мужчин-менеджеров. В заключении представлены выводы по работе.

Вывод: Характеристику феномена женского руководства и определение влияния гендерного фактора на формирование стилей руководства и эффективность управления можно дать только при сравнительном анализе лидерского поведения обоих полов. Однако мы считаем, что значение сугубо "мужских" и сугубо "женских" управленческих характеристик не столь важно при реализации управленческой деятельности, в то время как для успешного выполнения управленческой деятельности решающим является комплекс индивидуально-типологических характеристик личности. В связи с этим нам представляется весьма актуальным исследование особенностей взаимозависимости успешности управленческой деятельности и гендерной типизации.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. - 132 с.

2. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996. с. 74-85

3. Балясная Л.К. Вопросы управления и руководства - М., 1984. - 375 с.

4. Берн Шон. Гендерная психология.- М.: "Олма-Пресс", 2001. -320с.

5. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань, 1994. - 217 с.

6. Гвиншани Д.М. Организация управлением. - М.: Наука, 1984. -

7. Женщины в бизнесе. М.: ИНИОН РАН, 1993. с. 62

8. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социол. Исслед. 2000. № 11.

9. Иеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. - Минск., 1992. - 365 с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: "Питер", 2000. - 512с.

11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: "Питер", 2002. - 547с.

12. Лисицкая Т.А. Организация и управление коллективом. - Саратов, 1988. - 266 с.

13. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2001. - 277 с.

14. Марченко И.П. Какой руководитель вам нужен. - М., 1993. - 184 с.

15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992. - 238 с.

16. Минаев Э С. Основы теории менеджмента. - М.: Просвещение, 1993. - 266 с.

17. Мишель-Альдер Э. Стиль женского руководства. Лекция. Высшая коммерческая школа МВЭС. М., 1991.

18. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство.- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1978. - 123 с.

19. Психология и работа / Д.Шудьц, С.Шульц. - СПб.: "Питер", 2003. - 560с.

20. Попов Г.Х. Проблемы теории управления. 2-е изд… - М., 1979. - 344 с.

21. Римашевская Н. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России // Социальные последствия рыночных реформ в России. М., 1997. с. 150

22. Рощин С., Рощина Я. Мужчины, женщины и предпринимательство // Человек и труд. 1994, № 2. с. 11

23. Рубахин В.Ф. Технологический процесс и психологические проблемы управления. - М.: Знание, 1985. - 254 с.

24. Силласте Г.Г. Социально-психологический облик россиянок. Доклад на 3 Международной Гендерной Конференции "Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы". 14-16 октября 1997. М., 1997

25. Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. - М., 1990. - 342 с.

26. Социальная психология /Под ред. Сухова А.Н. , Деркач А.А. - М., 2001. - 238 с.

27. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М., 1995. - 213 с.

28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: просвещение, 1996. - 345 с.

29. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ, 2001, с. 139

30. Утюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. - М., 1993. - 431 с.

31. Учет гендерных факторов в процессе принятия экономических решений // Хроника ООН, ноябрь 1995. Т. XXXVI. № 2. с. 228

32. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. с. 28

33. Шапиро А.С. Шаг человека от иллюзии к жизни // Философия. 1998. № 2.

34. Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1991. - 129 с.

35. Becker G. The Economics of Discrimination. 2nd ed. Chicago, University of Chicago Press, 1971.

36. http://stroy.nm.ru

37. Rossman M. Breaking down barriers: Nine stories // Rossman M. The international businesswoman of the 1990s. A guide to success in the global market-place. Women in business: A world of opportunity. N.Y. etc., 1990. с. 1-11

38. Symons G. Women's occupational carriers in business: Managers a. Entrepreneurs in France a. Canada. С. 61-75

Примечания:

Примечаний нет.