Готовность ребенка к школе

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблем готовности к школе 5

1.1. Кризис базового развития старшего дошкольного возраста 5

1.2. Процессы развития, определяющие готовность ребенка к школе 9

1.2.1. Внимание 9

1.2.2. Сенсорные способности (восприятие) 14

1.2.3. Мышление, как фактор готовности ребенка к школе 20

1.2.4. Память 23

1.2.5. Воображение 27

1.3 Творческие способности ребенка и их развитие 33

1.4 Навыки учебной деятельности – главный фактор подготовки ребенка к школе 35

1.4.1. Понятие учебной задачи и развития уровня самоконтроля ребенка 35

1.4.2. Подготовка руки к письму 37

1.4.3. Речевая готовность ребенка к школе и формирование интереса к чтению 40

1.4.4. Математические способности (проверка и развитие) 46

Глава 2. Экспериментальная часть. Диагностика психологической готовности детей к школе (интеллектуальная готовность) 50

2.1. Цель и задачи исследования 50

2.2. Методика исследования 51

2.2.1 Тест фонематического слуха 55

2.2.2 Тест копирования бессмысленных слогов (кратковременной памяти) 58

2.2.3 Тест словарного запаса 58

2.2.4 Тест кратковременной памяти и умозаключений 61

2.2.5. Анализ уровня восприятия ребенка 62

2.2.6 Определение продуктивности и устойчивости внимания 63

2.3. Результаты исследования 68

2.4 Обсуждение результатов 73

Заключение 74

Библиография 76

Приложение 80

Введение

Введение

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психо-физиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них ус-ловиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режи-мом работы и учебной программой. В то же время традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне слож-ности.

Актуальность данной работы проявляется в факте поступления ре-бенка в школу и вызывающей у него перестройку всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зре-лым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь оп-ределенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об ок-ружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок дол-жен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференци-ровать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Новизна данной работы заключается в том, что при подготовке ре-бенка к школе и при оценке его базового развития особенно важно поло-жительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не ме-нее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ре-бенка к школе» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жиз-ни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компо-нентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индиви-дуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наи-более эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспе-чивающей максимально комфортные условия для ребенка (при подборе содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посиль-ности), является дифференцированное обучение на основе глубокой пси-хофизиологической и психолого-педагогической диагностики.

Цель данной работы рассмотреть уровень базового развития ребенка к школе как фактор адаптации ребенка к школе.

Объект исследования – дети в возрасте 5-7 лет

Предметом исследования – интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению.

Для достижения целей необходимо решить, следующие задачи:

• проанализировать особенности базового развития старшего дошкольно-го возраста и основ готовности ребенка к школе, в том числе рассмот-реть компонентов психологической готовности.

• Методы оценки базового развития ребенка при подготовке к школе.

• Провести диагностическое исследование детей 5-7 лет.

Список литературы

Библиография

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков – СПб.: Питер, 1994. – 386 с.

2. Базик И. Развитие способностей к наглядному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1984. – №11. – С.56-58.

3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя – Харьков: Фолио, 1997. – 164 с.

4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства – Ярославль, Феникс, 1998. – 358 с.

5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие старших дошкольников // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С.62-66

6. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С.15-21

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Прогресс, 1996. – 524 с.

8. Божович Л.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. Проблемы форми¬ро¬ва¬ния личности. – М.: Воронеж: Филинъ, 1995. – 294 с.

9. Божович Л.А. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Речь, 1996. – 418 с.

10. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1998. – 482 с.

11. Ветрова Н.И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – С.126-138

12. Выготский Л.С. Кризис семи лет. собр. соч.: В 6-ти. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – С.125-128

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

14. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития – М.: Речь, 1995. – 228 с.

15. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1998. – №8. – С.25-33

16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: НПО «Образование», 1996. – 312 с.

17. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации – М.: Речь, 1994. – 442 с.

18. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? – М.: Знание, 1994 – 218 с.

19. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. – С.45-51

20. Житникова Л. Учите детей запоминать – М.: Просвещение, 1985. – 164 с.

21. Заика Е.В. Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников // Вопросы психологии. – 1995. – № 6 – С.43-54

22. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: ПитерКон, 1997. – 254 с.

23. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей – СПб.: Дельта, 1997. – 122 с.

24. Истомина З.М. Развитие памяти – М.: Просвещение, 1998. – 436 с.

25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шести¬лет¬не¬го возраста – М.: Просвещение, 1998. – 486 с.

26. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.: Педагогика, 1991. – 462 с.

27. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – 378 с.

28. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведение. В 2-х т. Т.1 – М.: Просвещение, 1983. – 536 с.

29. Лисина М.И. Общение с взрослыми и сверстниками общее и различное // Общение, личность и психика, ребенка. – М., Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997. – С.312-345

30. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников // Общение, личность и психика, ребенка. – М., Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997. – С.312-345

31. Лисицина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе – Кишинев.: Высшая школа, 1997. – 486 с.

32. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников – Кишинев: Высшая школа, 1993. – 452 с.

33. Лук А.Н. Мышление и творчество – М.: Политиздат, 1976. – 434 с.

34. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М.: Педагогика, 1993. – 256 с.

35. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников –М.: Просвещение, 1985. – 154 с.

36. Мухина В.С. Психология дошкольника – М.: Педагогика, 1995. – 356 с.

37. Нартова-Бочавер С.К.: Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М.: Академия, 1998. – 168 с.

38. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет – М.: Педагогика, 1992. – 284 с.

39. Никитин Б.П. Развивающие игры – М.: Педагогика, 2001. – 260 с.

40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы – М.: Тривола, 1995. – 452 с.

41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 352 с.

42. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 754 с.

43. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет – М.: Педагогика, 1992. – 456 с.

44. Развитие ребенка от рождения до семи // под ред. В.В. Ветро¬вой – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 486 с.

45. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования // Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович – М.: Высшая школа, 1986. – 554 с.

46. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада – М.: Педагогика, 1998. – 342 с.

47. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – С.38-41

48. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка – М.: Педагогика, 1988. – 436 с.

49. Руководство практического психолога: психическое здо¬ровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Речь, 1995 – 298 с.

50. Сапогова Е.Е. Психология развития человека – М.: Аспект Пресс, 2001. – 568 с.

51. Смирнова Е.О. Детская психология – М.: ВЛАДОС, 2003 – 368 с.

52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Академия, 2001. – 432 с.

53. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек – Харьков: Фолио, 1996. – 346 с.

54. Шевардин Н.И. Психодиагностика и развитие личности – М.: ВЛАДОС, 1999. – 612 с.

55. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития – М.: Тривола, 1994. – 658 с.

56. Эриксон Э. Детство и общество – СПб.: Университетская книга, 1996. – 484 с.

Примечания:

Примечаний нет.