ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВЛЕННЫЕ РОДЫ
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 81 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ФЕНОМЕНА МАТЕРИНСТВА 1.1. Подходы к изучению феномена материнства 1.1.1. Культурно-исторические аспекты материнства 1.1.2. Биологические аспекты материнства 1.1.3. Психологические аспекты материнства 1.2.Особенности пренатального развития ребенка 1.3. Особенности протекания желанной и нежеланной беременности ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ 2.1 Взаимосвязь эмоционального состояния матери и плода. 2.2. Общее определение и сущность тревожности ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ 3.1. Описание методов исследования и испытуемых 3.2. Описание результатов исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 5 5 7 10 14 17 23 31 31 39 54 54 58 72 74 Актуальность работы. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Значительно возрос интерес исследователей – психологов и медиков к проблеме пренатального развития человека. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. В этом отношении особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка (плода) в период беременности оказываются чрезвычайно важными для дальнейшего психического, физического и интеллектуального развития личности. Таким образом, актуальность приобретает изучение негативных эмоциональных состояний матери, которые могут повлиять на будущего ребенка. Внимание исследователей привлечено в этом отношении к такой особенности как ситуативная (реактивная) тревожность. В работах таких авторов как Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, Р. Кочунас, К. Хорни и других неоднократно отмечалось, что тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики. Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. В работах В.И. Брутмана, П. Криттенден, М.С. Радионовой и др. изучалась взаимосвязь негативных эмоциональных состояний матери и ребенка (плода). Под влиянием тревожности оказываются важные качества личности будущего ребенка. В рамках данной дипломной работы изучается эффективность реализации программы «Подготовленные роды» в плане снижения уровня тревожности женщин, готовящихся стать матерью. Целью работы является изучение изменения тревожности беременных в ходе реализации курса занятий «Подготовленные роды». Объект исследования – тревожность женщин, находящихся на этапе подготовки к родам. Предмет исследования – изменение уровня тревожности беременных женщин в результате прохождения занятий по программе «Подготовленные роды». Задачи исследования: 1. Теоретическое изучение психологических особенностей протекания беременности. 2. Теоретическое изучение предпосылок тревожности у беременных. 3. Исследование социально-психологических особенностей протекания беременности, в том числе, уровня тревожности, и эффективности занятий по программе «Подготовленные роды» в плане снижения уровня тревожности. Гипотеза исследования – уровень реактивной тревожности беременных женщин, принимавших участие в занятиях по программе «Подготовленные роды», снижается. Методологической основой исследования являются теории тревожности Ф.Е. Василюка, Н.Д. Левитова и др.; теория привязанности М. Эйнсворт и Дж. Боулби, в рамках которой изучается взаимодействие ребенка с матерью. 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – 368 с. 2. Беляев И.И. Очерки психогигиены. М., 1973. – с. 20. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. – 200 с. 4. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. 5. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, №6 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с. 7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984. 8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976. 9. Гурьянова Л.С., Железнова Ю.Б. Рождение в радости. – СПб.: Комплект, 1997. 10. Дассано – Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. - М.: Слово, 1993. 11. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с. 12. Изард К. Эмоции человека. /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во МГУ, 1980. 13. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. — 240 с. 14. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии 1963. №1 15. Лупан С. Поверь в свое дитя. – СПб.: Дельта, 1996. – 495 с. 16. Мещерякова С.Ю. Влияние общения со взрослыми на психическое развитие младенца // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Андрианова. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. 17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 18. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 19. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. 20. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с. 21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с. 22. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. – 208 с. 23. Серз У., Серз М. Ваш ребенок. – М.: Крон-Пресс, 1997. 24. Симкин П., Вэлли Дж., Кепплер Э. Гид по беременности. – М.: «Гранд», 1999. 25. Скиннер Р., Коллинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995. – 272 с. 26. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии, 1999, №1 27. Тревога и тревожность. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001. 28. Фенвик Э. Мать и дитя. Настольная книга для родителей. – М.: Слово, 1999. 29. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с. 30. Хорни К. Тревожность. / Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174—180. 31. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1994. № 6. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: