Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 63 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
Введение Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии 1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена страха 1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное 1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека 1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их проявления. Глава 2 Эмпирическое исследование 2.1. Проблема исследования: - краткое изложение актуальности исследования, - гипотеза, - задачи исследования. 2.2. Процедура исследования - описание методик исследования. - общая характеристика испытуемых. - обработка результатов: 2.3. Обсуждение и анализ результатов Заключение Выводы Приложения Список используемой литературы Страх - одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуа-циях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и на-правлен на источник действий или воображаемой опасности. Особенности стра-хов в детском возрасте исследовали А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Б.Г. Херсон-ский, С.В. Дворяк, С.Г. Файберг и другие. Для каждого возрастного периода пси-хического развития ребенка характерны своеобразные страхи. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затраги-вает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало. Целью данной работы является изучение страхов у детей дошкольного воз-раста. В соответствии с целью работы в качестве задач выдвигаются следующие: 1. Выявить сущность страхов путем анализа основных научно-практических подходов к их изучению в общей, возрастной и социальной психологии и психи-атрии. 2. Выявить общие и специфические особенности страхов у детей дошкольно-го возраста. 3. Рассмотреть основные методики коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Предметом нашего изучения являются страхи детей дошкольного возраста. База исследования - детский сад №211. Объектом исследования явились три группы детей: 1. Младшая группа - дети в возрасте от 3 до 4 лет. 2. Средняя группа - дети в возрасте от 4 до 5 лет. 3. Старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет. Гипотеза исследования состоит в том, что для каждого периода психического развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направ-ленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включа-ет: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок. Для анализа и интерпретации данных использовались математические мето-ды статистической обработки информации. Этапы исследования: 1. сформулировать тему, гипотезу и т.д. 2. провести теоретическое изучение, 3. провести обработку, анализ, обобщение и интерпретацию полученных данных 4. беседа 5. наблюдение во время эксперимента 6. изучение документов 7. формирующий эксперимент. Методика исследования включает беседу с ребенком и проективный рисунок. 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001. 2. Астапов В.М. Тревожность у детей.-М.,2001. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детст-ве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000г. 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.,2000. 5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 2000г. 6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М.,2001. 6. Василюк Ф.Е. Психология переживания.-М.,2001. 7. Вейс т. Как помочь ребенку?-М.,1992. 8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петров-ского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 2002. -288с. 9. Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 2001. С. 340-367. 10. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 2001. С. 5-242. 11. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 2000г. -176с. 12. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн. : Университетское, 1988г. -399с. 13. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. -224с. 14. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-М.,1982. 15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.-Л.,2003. 16. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.-СПб.,1998. 17. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во "Прогресс", 2004. 18. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г. 19. Карвасарский Б.Д. Неврозы. -М.,2000. 20. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195 21. Кьеркегор С. Страх и трепет.-М.,1993. 22. Левис Ш., Левис Ш. "Ребёнок и стресс" -С-П., 1996г. 23. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. Сада: [Пер. с англ.] - М.: Просвещение,1991г. 24. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста - Вопр. психологии,1961,№3,с.117-124. 25. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М., 2002. 26. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. М.,1959. 27. Макарова Е.Г. "Преодолеть страх или искусство - терапия" - М., "Школа-Пресс", 1996 г. 28. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985г. 29. Павлов И.П. // Вестн. РАН. 1999. Т.69. №1. С.59. 30. Паренс Г. Агрессия наших детей. -М.,1997. Психология. Словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.,2000 31. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. СПб.: СОЮЗ, 1997. 32. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с. 33. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой., М.,1995. 34. Риман Ф. Основные формы страха.-М.,2003. 35. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др., М.,1991. 36. Файберг С.Г. Почему ребенок стал нервным. М., 2001, - 156 37. Фромм Аллан Азбука для родителей. -Л.,1991. 38. Херсонский Г.В., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. Киев, Здоровье, 1991, - 192с. 39. Чистякова М., "Психогимнастика" 40. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999. 41. Шкала явной тревожности для детей 8-12лет (CMAS) //Серия: диагностический банк школьного психолога. -М.,1994.-Вып.9. 42. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги, фобий. -Воронеж, 1998. 43. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. -М.,1981. 44. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина., М.,1997. 45. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. - М.,1995. 46. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате - Возрастные особенности психического развития детей.- М., 1982. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: