Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 63  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение

Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии

1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена страха

1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное

1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека

1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их

проявления.

Глава 2 Эмпирическое исследование

2.1. Проблема исследования:

- краткое изложение актуальности исследования,

- гипотеза,

- задачи исследования.

2.2. Процедура исследования

- описание методик исследования.

- общая характеристика испытуемых.

- обработка результатов:

2.3. Обсуждение и анализ результатов

Заключение

Выводы

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Страх - одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуа-циях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и на-правлен на источник действий или воображаемой опасности. Особенности стра-хов в детском возрасте исследовали А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Б.Г. Херсон-ский, С.В. Дворяк, С.Г. Файберг и другие. Для каждого возрастного периода пси-хического развития ребенка характерны своеобразные страхи.

Актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затраги-вает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.

Целью данной работы является изучение страхов у детей дошкольного воз-раста.

В соответствии с целью работы в качестве задач выдвигаются следующие:

1. Выявить сущность страхов путем анализа основных научно-практических подходов к их изучению в общей, возрастной и социальной психологии и психи-атрии.

2. Выявить общие и специфические особенности страхов у детей дошкольно-го возраста.

3. Рассмотреть основные методики коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Предметом нашего изучения являются страхи детей дошкольного возраста.

База исследования - детский сад №211.

Объектом исследования явились три группы детей:

1. Младшая группа - дети в возрасте от 3 до 4 лет.

2. Средняя группа - дети в возрасте от 4 до 5 лет.

3. Старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет.

Гипотеза исследования состоит в том, что для каждого периода психического развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направ-ленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включа-ет: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.

Для анализа и интерпретации данных использовались математические мето-ды статистической обработки информации.

Этапы исследования:

1. сформулировать тему, гипотезу и т.д.

2. провести теоретическое изучение,

3. провести обработку, анализ, обобщение и интерпретацию полученных данных

4. беседа

5. наблюдение во время эксперимента

6. изучение документов

7. формирующий эксперимент.

Методика исследования включает беседу с ребенком и проективный рисунок.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

2. Астапов В.М. Тревожность у детей.-М.,2001.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детст-ве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000г.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-

М.,2000.

5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. :

Изд-во МГУ, 2000г.

6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения:

Автореф. дис. канд. психол. наук.-М.,2001.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания.-М.,2001.

7. Вейс т. Как помочь ребенку?-М.,1992.

8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петров-ского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 2002. -288с.

9. Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.:

Педагогика, 2001. С. 340-367.

10. Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4.

М.: Педагогика, 2001. С. 5-242.

11. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина,

2000г. -176с.

12. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А.

Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А.

Панько - Мн. : Университетское, 1988г. -399с.

13. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка:

3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. -224с.

14. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-М.,1982.

15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.-Л.,2003.

16. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.-СПб.,1998.

17. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во

"Прогресс", 2004.

18. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана,

М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

19. Карвасарский Б.Д. Неврозы. -М.,2000.

20. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ.

Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

21. Кьеркегор С. Страх и трепет.-М.,1993.

22. Левис Ш., Левис Ш. "Ребёнок и стресс" -С-П., 1996г.

23. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их

развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. Сада:

[Пер. с англ.] - М.: Просвещение,1991г.

24. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на

развитие ребёнка раннего возраста - Вопр.

психологии,1961,№3,с.117-124.

25. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на

становление личности дошкольника - Психологические основы

формирования личности в условиях общественного

воспитания.- М., 2002.

26. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. М.,1959.

27. Макарова Е.Г. "Преодолеть страх или искусство - терапия" - М.,

"Школа-Пресс", 1996 г.

28. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] /

Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985г.

29. Павлов И.П. // Вестн. РАН. 1999. Т.69. №1. С.59.

30. Паренс Г. Агрессия наших детей. -М.,1997. Психология. Словарь/

Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.,2000

31. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С.

СПб.: СОЮЗ, 1997.

32. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические

рекомендации к практической деятельности /Под ред.

Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.

33. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред.

К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой., М.,1995.

34. Риман Ф. Основные формы страха.-М.,2003.

35. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под

ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др., М.,1991.

36. Файберг С.Г. Почему ребенок стал нервным. М., 2001, - 156

37. Фромм Аллан Азбука для родителей. -Л.,1991.

38. Херсонский Г.В., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. Киев, Здоровье, 1991, - 192с.

39. Чистякова М., "Психогимнастика"

40. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с

англ. - СПб.: Ювента, 1999.

41. Шкала явной тревожности для детей 8-12лет (CMAS) //Серия:

диагностический банк школьного психолога. -М.,1994.-Вып.9.

42. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и

клинические аспекты страха, тревоги, фобий. -Воронеж, 1998.

43. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. -М.,1981.

44. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные,

интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А

Карелина., М.,1997.

45. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. -

М.,1995.

46. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического

пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате -

Возрастные особенности психического развития детей.- М.,

1982.

Примечания:

Примечаний нет.