Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 80  | Формат: doc  | Год: 2000  |  

Содержание

Введение. Актуальность. Задачи........................................................ 3-7

Глава 1. Психолого-педагогические условия изображения

сюжетов кукольного театра в рисунках старших

дошкольников....................................................................

8-20

1.1. Образная выразительность в рисунках детей....................................................................................

8-15

1.2. Особенности передачи театрального сюжета в

композиции рисунка..........................................................

16-18

1.3. Отражение в композиции рисунка детей старшего

дошкольного возраста содержания кукольных

спектаклей..........................................................................

19-20

Глава 2. Исследование эффективности использования методов

формирования умений создавать композицию рисунка

после просмотра кукольного спектакля..........................

21-57

2.1. Определение уровня композиционных умений и

навыков в рисовании старших дошкольников................

21-31

2.2. Система и методика проведения интегрированных

занятий................................................................................

32-49

Введение

Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено - дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов кукольного театра в рисунках является многоаспектной и актуальной.

Актуальность темы.

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра, содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога.

В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования "Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего дошкольного возраста" актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Объект исследования.

Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.

Предмет.

Использование разных видов кукольного театра в развитии композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Цель.

Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной деятельности.

2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей.

3. На основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию изображения в своих рисунках.

Методы исследования.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших группах;

- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на основе математических методов исследования.

Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, А. Михайловой.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился ясли - сад "Кэнчээри" с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.

Список литературы

1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1978.

3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Я., 1968.

4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Просвещение, 1975.

5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.

6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика, 1981.

7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. -М.: Педагогика, 1972.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

- С.-П., 1997

9. Воспитание детей к игре. - М.: Просвещение, 1983.

10. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.

11. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. - М., 1994.

13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. -М., 1992.

14. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др.. -М.: Просвещение, 1991.

15. Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. -Ленинград, 1990.

16. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. - М.: Просвещение, 1992.

17. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. - М., 1989.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1995 г.

19. Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. -М., 1969.

20. Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. -М., 1961.

21. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. - М., 1992

22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1984.

23. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. - М.: Просвещение, 1971.

24. Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. - 1986. - №10

25. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. -М.: Просвещение, 1982

26. Карамзина У.А. Театр кукол в детском саду. - Якутск: издательство ЯГУ, 1978.

27. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1977.

28. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1968.

29. Козырева С. Отражение музыкального образа в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. - 1988. -№ 17.

30. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1977.

31. Коломенсикй Я.Л., Жизневский Б.Г. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание - 1983. - № 6.

32. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: "Мнемозина", 1995.

33. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 2-е издание. -М., 1981

34. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду . М.: Педагогика, 1990.

35. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1990.

36. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1985

37. Кэскил: Хрестоматия для якутских детских садов: Учебное пособие. //Составители Егорова А.А., Захарова М.П. - Якутск, 1992.

38. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М., 1965.

39. Лебедева Н. Рассказы о художниках. //Дошкольное воспитание. - 1992. - №5

40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

41. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1981.

42. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.

43. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

44. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. - М.: Педагогика, 1990.

45. Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего. - М., 1965.

46. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П.Сакулиной И Т.С. Комаровой. - М., 1997.

47. Мирошкина Р. Формирование выразительности в детских рисунках. //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 7.

48. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4.

49. Михайлова А. Кукольный театр в рисунках детей. //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 7.

50. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4.

51. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1983.

52. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая гвардия, 1980.

53. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. С.В.Парафеевой. - М.: Просвещение, 1972.

54. Особенности восприятия художественного произведения /Под ред. А.Д. Кошелевой . - М.: Просвещение, 1985.

55. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.

56. Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. - М., 1992.

57. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

58. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988.

59. Программа воспитания в детском саду. 9-е издание. - М., 1982.

60. Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии "Эркээйи". - Якутск, 1992.

61. Пушкин А.С. Стихи сказки. -М., 1985.

62. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших дошкольников в творческой деятельности. - М., 1978.

63. Развлечение в детском саду /Составитель Л.В. Пантелеева, Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая. - М., 1975.

64. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1978

65. Рошаль Г.Л. Театр в жизни. Сб. "Эстетическое воспитание в семье". - М.: Искусство, 1963.

66. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

67. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой, 2-е издание, М., 1981.

68. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители М.В.Душин, В.Н.Куров. - Ярославль: Академия развития, 1997.

69. Слепцова А.Д. Шалунишка. - Якутск: национальное книжное издательство "Бичик", 1992.

70. Субботский Ребенок открывает мир. - М., 1991.

71. Субботский Ребенок объясняет мир. - М.: Знание, 1985.

72. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Известия АПН РСФСР, М., 1947. Вып. 11. с. 19

73. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981.

74. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.

75. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М.: Просвещение, 1981.

76. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М., 1961.

77. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.

78. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. - М.: Просвещение, 1990

79. Хрестоматия: Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго. /Составители М.П.Захарова, К.А.Егорова. - Якутск, 1980.

80. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.

81. Шадрина А.А. Детские народные игры. -Якутск, 1990.

82. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985

83. Шорохов Е.В. Основы композиции. -М.: Просвещение, 1979.

84. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. - 1991, - № 7.

85. Эльконин А.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960.

86. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.

87. Эргис Г.У. Якутские сказки, - Якутск, 1994 г.

88. Эркээйи программа. /Под ред. А.П.Оконешниковой. - Якутск: 1993

89. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.:Просвещение, 1978.

90. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1956.

91. Якутские сказки. /Составители Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е Ефремов. Перевод С.И.Шуртакова. - Якутск, 1990.

Примечания:

Примечаний нет.