Изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста из неполных и полных семей с нарушениями осанки

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 109  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Характеристика старшего дошкольного возраста

1.2. Оформление помещений дошкольного учреждения

1.3. Структура готовности к школе

1.4. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника

а) особенности семьи и детского сада как воспитательных факторов. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания.

б) проблемы воспитания детей-дошкольников в семье

Вывод по первой части.

II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2.1. Специфика занятия детей дошкольного возраста

2.2. Методические приемы

2.3. Оценка успехов на занятиях

Вывод по второй части

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

6

6

11

17

26

33

48

48

50

52

53

54

56

58

60

60

60

64

67

71

74

Введение

Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.

Особенности семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним, и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В частности, в исследованиях данных авторов прослеживается факт неблагоприятного влияния фактора неполноты родительской семьи на личность ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом к устойчивости и благоприятности сферы межличностного взаимодействия, поэтому различные нарушения (к примеру, уход из семьи отца) могут спровоцировать возникновение у ребенка ряда психосоматических заболеваний.

Так, в рамках концепции психосоматической медицины, в исследованиях В.Н.Мясищева, Г.К.Ушакова, Э.Г.Эйдемиллера, А.Лоуэна и других авторов четко прослеживается тесная взаимосвязь соматического и психологического здоровья личности. Так, различные невротические расстройства, стрессовые ситуации могут значительно ослаблять сопротивляемость организма к заболеваниям, а длительное нервно-психическое напряжение может проявляться в форме необратимых биологических изменений в организме.

В рамках данной дипломной работы проводится сравнительный анализ психологических особенностей детей из полных и неполных семей с нарушениями осанки.

Цель: целью нашей работы является изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста из неполных и полных семей с нарушениями осанки.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей из неполных семей с нарушением осанки проведение психокоррекционных занятий даст больший эффект в изменении личностных особенностей, по сравнению с детьми из полных семей.

Объект: личностные особенности детей дошкольного возраста с нарушением осанки.

Предмет: личностные особенности детей дошкольного возраста с нарушением осанки из полных и неполных семей.

Задачи:

1. Выявить первоначальные показатели осанки и моторики у детей из неполных и полных семей.

2. Изучить личностные особенности дошкольников из полных и неполных семей.

3. Разработать и провести психокоррекционные занятия для детей с нарушениями осанки.

4. Сравнить полученные результаты до и после проведения психокоррекционных занятий в группах детей из полных и неполных семей.

Методики исследования:

1. Метрическая шкала для изучения моторной одаренности у детей.

2. Изучение осанки по ромбу Машкова.

3. Методика Дембо-Рубинштейн (модификация «Лесенка»).

4. Тест Люшера.

5. Субтест «Нарисуй человека» (Скрининговый тест школьной зрелости).

6. Тест «Я-сейчас».

7. Тест «Я-в будущем».

8. Тест «Несуществующее животное».

9. Рисунок семьи.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993.

2. Брукс Ч. Чувственное сознавание. Как вернуть себе полноту переживания. – М.: Либрис, 1997.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.

4. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92.

5. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-и т. - М., 1982.

7. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.

8. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

9. Грачёва В., Зарянова И.. Тайны моего тела. - СПб.: ИК "Комплект", 1999.

10. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.

11. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

12. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999.

13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984

14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.

15. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999.

16. Лаврова О.В. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1999. №3.

17. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997.

18. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248

19. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986.

20. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976.

21. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960.

22. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. – М.: Алетейа. 1999.

23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

24. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.

25. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28.

26. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993

27. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.

28. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.

29. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 1995.

30. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.

31. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. / Составитель Л. С. Сергеева. – СПб., 2000

32. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.

33. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.

34. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Составитель В. Ю. Баскаков. - М., 2000.

35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997.

36. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56.

37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения //Вопросы психологии, 1999, №2

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Изд-во «Мысль», 1976.

3. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Часть 2. М., 1981.

4. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964.

5. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.

6. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999.

8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984

9. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии, 1999, №4

10. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников // Вопросы психологии, 1995, №1.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.

13. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3.

14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. - 350 с.

15. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии, 1995, №6.

16. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова. Как возможно развивающееся развивающее образование? // Вопросы психологии, 1998, №5.

17. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии, 1997, №5

18. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии.. » (Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии, 1998, №5.

19. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248

20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение. 1990.

21. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1981.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

23. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.

24. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии, 1996, №4

25. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду /Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.

26. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

27. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная и педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

28. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии, 1997, №3

29. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

30. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопросы психологии, 1998, №4

31. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие", 1995. 189 с.

32. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей //Вопросы психологии, 1996, №3

33. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-развивающего обучения //Вопросы психологии, 1995, №2

Примечания:

Примечаний нет.