Изучение личностных особенностей младших школьников с ЗПР и сравнение их с возрастной нормой

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 58  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 5

1.1.Этиология и классификация задержки психического развития 5

1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста 15

1.3. Познавательные и личностные особенности младших школьников с задержкой психического развития 20

Выводы по 1 главе 32

2.ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 33

2.1. Описание выборки и методов исследования 33

2.2. Описание и анализ результатов 38

2.3. Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития 48

Выводы по 2 главе 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Введение

В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к изучению детских взаимоотношений. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении детских взаимоотношений и развития личности ребенка. В этом отношении важной является задача определения факторов развития личности. Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

В изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и личностные особенности ребенка.

Особого внимания в этом отношении заслуживает проблема особого развития личности школьников из классов коррекционного обучения (классы детей с ЗПР) и школьников из обычных классов.

Известно, что ребенок, которому поставили диагноз «задержка психического развития» – ЗПР – имеет все шансы успешно адаптироваться к школьному обучению и к коллективу сверстников. Необходимо лишь своевременно создать условия для гармоничного психического и личностного развития ребенка. Для этой цели и создаются коррекционные классы.

Система межличностных отношений является для младшего школьника «зоной ближайшего развития». Ребенку для гармоничного развития необходимо входить в социум, быть активным участником межличностного взаимодействия. Тем не менее, в силу определенных поведенческих особенностей, некоторых свойств личности ребенок с ЗПР зачастую не способен выбирать адекватные стратегии построения межличностного взаимодействия, в силу чего он бывает часто отвергаем сверстниками.

Поэтому особенно важно определить особенности психологического развития детей с ЗПР, особенности среды общения, начиная с младших классов для того, чтобы создать «зону ближайшего развития» для каждого ребенка.

Таким образом, актуальной задачей школьного практического психолога является изучение личностных особенностей младших школьников с ЗПР, выявление факторов, затрудняющих социализацию и поиск путей разрешения проблем.

Целью данной работы является изучение личностных особенностей младших школьников с ЗПР и сравнение их с возрастной нормой.

Задачи:

изучить симптомы ЗПР;

проанализировать влияние данных симптомов на особенности личности ребенка;

изучить роль дефекта – ЗПР в психическом развитии ребенка;

выбрать методики эмпирического исследования, провести исследование и обработать результаты.

Объектом исследования младшие школьники.

Предметом исследования являются личностные особенности младших школьников с ЗПР.

Гипотеза: личностные особенности школьников с ЗПР обладают рядом специфических отличий по сравнению со сверстниками возрастной нормы.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.-299 с.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001. - 122 с.

3. Афанасенко Е.А., Калфов И.А.. Пять лет школ-интернатов. - М., 1961.

4. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1996. №4.

5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1975. - 432 с.

6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

7. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., Владос 2008. - 263 с.

8. Волочков А.А. Учебная активность: понятие и структура. - В сб: Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования. Тезисы докладов и сообщений, Пермь, 1996, с. 10-13.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6, с. 62-77.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т6. - М.: Педагогика. 1984. - с. 5-90.

11. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280.

12. Дети с временными задержками развития: Сборник статей / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

13. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с.

14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001. - 287 с.

15. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 22-28.

16. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 222 с.

17. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. - № 4. - С. 27-34.

18. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования. - М. 2003. - 198 с.

19. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. ВЛАДОС, 2003. - 154 с.

20. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Сб. научн. трудов - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 142 с.

21. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата, 1975. - 40 с.

22. Кленицкая Т. «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» // Красный крест России, №1, 2000 г.

23. Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.

24. Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983.С.47-51, 53, 8-14.

25. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. - М. Сфера, 2007. - 258 с.

26. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержками развития // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 10-16.

27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

28. Мастюкова Е.М. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР - 2002. - 220 с.

29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

30. Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология 1979, № 3

31. Певзнер М.С., Молчановская И.В., Давыдов В.А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся с глубоким нарушением зрения//Дефектология 1983, № 6

32. Переслеин Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии, 1989, №1. с. 34-38.

33. Петровский А.В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с.

34. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

35. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. // Под общей ред. С.Г.Шевченко. - М., 2003. - 260 с.

36. Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

37. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с.

38. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной, М.К.Акимовой, Е. М.Борисовой и др. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

39. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000 - №3.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с.

42. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

43. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования./Сост.: М.К.Бадретдинова и др. - СПб.: Политехника, 1993. - 95 с.

44. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2001.

45. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.-184 с.

46. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18

47. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 2. - С. 25-32.

48. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 2002.

49. Шошин П.Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 35-40.

Примечания:

Примечаний нет.