Изучение особенностей нравственного поведения у детей дошкольного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 65  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава1.Теоритические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6

1.1.Педагогические основы нравственного воспитания 6

1.2.Цели и задачи нравственного воспитания 10

1.3.Дошкольный возраст как наиболее благоприятный период нравственного воспитания 12

1.4. Роль семьи в воспитание нравственности дошкольников 17

Глава 2. Методика воспитания нравственного воспитания у детей дошкольного возраста 22

2.1. Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения 22

2.1. Рекомендации воспитателям по воспитанию нравственности у детей среднего дошкольного возраста 30

2.3. Планирование работы по формированию нравственного воспитания детей в средней группе ДОУ 37

Заключение 42

Список литературы 44

Приложения 49

Введение

Тема данной работы "Особенности нравственного воспитания дошкольников", особо актуальна на сегодняшний день, в связи с тем, что проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда.

Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе.

Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Требует переосмысления и сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.

Воспитание нравственных навыков и привычек - важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко, Е.П. Арнаутова и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были сформулированы цель работы.

Целью данной работы является изучение особенностей нравственного поведения у детей дошкольного возраста.

Объект данной работы - нравственное воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет изучения - деятельность педагога, направленная на воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования;

2. выявить сущность нравственного воспитания;

3. рассмотреть методы и формы воспитания привычек нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста;

4. разработать рекомендации для воспитателей детей среднего дошкольного возраста по формированию привычек нравственного поведения.

В работе были использованы следующие методы по выявлению личностных особенностей объектов исследования:

1. Анализ литературы;

2. Диагностика сформированности нравственного воспитания дошкольников (анкетирование, тестирование).

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Название глав отображает содержание.

Список литературы

1. Абрамова Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. - М.,2002.

3. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника / Е.П. Арнаутова. - М., 1994.

4. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции "Ломоносов-2001". - МГУ им. М.В. Ломоносова. - http://www.psy.msu.ru/

5. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11

6. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед. - 2-е изд. - М: Академия, 1997.

7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985. - 143с.

8. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 224с.

9. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1988. - 415с.

10. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности. -http://www.7im.ru/13.php

11. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. - 141с.

12. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 142с.

13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.

14. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.

15. Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологические основы программы начального образования "Золотой ключик" // Психологическая наука и образование. 1996. №3.С.56-61.

16. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992. - 176 с.

17. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65

18. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников - М.: Владос, 2003. - 224с.

19. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 2003. - 607с.

20. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2006. - 76с.

21. Майская Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: КИРА, 2004. - 444с.

22. Макаренко А.С. Собр. соч. Т. 5. - М: АПН РСФСР, 1951. - 404с.

23. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110.

24. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82-85.

25. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004. - 96 с.

26. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192с.

27. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. - М.: Владос, 2005. - 144с.

28. Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 489с.

29. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 96с.

30. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 72с.

31. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72с.

32. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.

33. Программа "Воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой М.: Просвещение, 2007г.

34. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Учпедгиз, 1972. - 144с.

35. Смирнова Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 118с.

36. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С.56-63.

37. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М: Политиздат, 1972. - 303с.

38. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. №4. С.29-37.

39. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 576с.

40. Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности // Научно-культурологический журнал. 2006

Примечания:

Примечаний нет.