Изучение особенностей работы социального педагога с подрост-ками, склонными к наркотической зависимости

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 85  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ 7

1.1. Социально-психологические причины наркомании и формирование наркотической зависимости 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к наркотической зависимости 24

1.3. Методологические особенности работы социального педагога с подростками, склонными к наркотической зависимости 35

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ 49

2.1. Организация и анализ результатов исследования 49

2.2. Реализация программы по работе с подростками, склонными к наркотической зависимости и проверка ее эффективности 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Введение

Актуальность исследования. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ. Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Наркотики в молодежной среде распро-страняются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу оставляет желать лучшего. Без глубокого по-нимания данной проблемы общество оказывается совершенно бессильным в отношении наркомании.

Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвер-гающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием нарко-мании как явления. В отношении к наркомании проявляется общая социаль-ная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому – пугающим, боязнь наркомафии (раздутая не без участия СМИ), тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной стати-стики, культурно-исторические стереотипы.

Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгна-ния наркомана со стороны общества. Эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то «функционировать», – это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков.

«Выдавливание» наркомана из «нормального» общества приговарива-ет его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен сущест-вовать. Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибу-тами, стереотипами, мифами.

В то же время наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту мо-лодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам, в силу то-го, что субкультура «смягчает» восприятие явлений, на которые люди, за пределами субкультуры, смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура являет-ся специфической реакцией на поведение общества по отношению к нарко-мании, и ее появление и развитие – неизбежный процесс. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об «антисистеме» и явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления.

Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей как права вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира.

Самая сложная проблема, связанная с наркоманией – это проблема социально–психологической и психологической предрасположенности под-ростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Обстоятельного и конструктивного описания такой личности в отечественной и зарубежной литературе пока нет.

Профилактические мероприятия, в основном, сводятся к демонстра-ции гражданского пафоса в отношении наркотических веществ или, в луч-шем случае, к проповедям и призывам, что само по себе бесперспективно, расточительно и бесполезно.

Практически важным, на наш взгляд, является вопрос классификации первопричин донаркотической личности и определения стадий ее ранней наркотизации. Это позволяет специалистам вести диагностическую, профи-лактическую и реабилитационную работу с подростками более целенаправ-ленно и эффективно.

Изучением проблемы подростков, склонных к наркотической зависи-мости, занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как П.Б. Ганнушкин, С.П. Генайло, И.П. Пятницкая, А.Е. Личко, В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, Е.С. Меньшикова, Н.Ю. Максимова, В.В.Гульдан, М. Цу-керман, В. Буджински, П. Дьюк, Д.В. Кандел и другие.

Цель исследования: изучение особенностей работы социального пе-дагога с подростками, склонными к наркотической зависимости.

Гипотеза исследования: коррекция негативных проявлений поведения у подростков группы риска будет эффективной при учете следующих усло-вий:

1) возрастных и психологических особенностей подростков, склонных к наркотической зависимости;

2) изменении дезадаптивных форм поведения, осознании форм собст-венного поведения, позитивного развитие личностных ресурсов и стратегий;

3) создании условий для снижения агрессивности и внутренней кон-фликтности личности, повышение самоуважения, самоинтереса, самоприня-тия, самопонимания; эмоциональной устойчивости и нормативности, усиле-ние самоконтроля.

Объект исследования: подростки, склонные к наркотической зависи-мости.

Предмет исследования: социально-педагогическая работа с подрост-ками, склонными к наркотической зависимости.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социально-психологические причины наркомании и формирование наркотической зависимости

2. Дать психолого-педагогическую характеристику подростков, склонных к наркотической зависимости.

3. Проанализировать методологические особенности работы социаль-ного педагога с подростками, склонными к наркотической зависимости.

4. Провести диагностику социально-психологических особенностей подростков, склонных к наркотической зависимости.

5. Разработать и реализовать на практике программу по профилактике наркотической зависимости и проверить ее эффективность.

Методы исследования:

- теоретические – анализ теоретических концепций;

- эмпирические – педагогический эксперимент.

- диагностические – тестирование.

Методики исследования:

1. Методика "Q - сортировка" В. Стефансона. (методика позволяет оп-ределить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и "избегание борьбы") для исследования склонности к наркотиче-ской зависимости.

2. Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цу-кермана.

3. Модифицированный тест Личко “МПДО” для получения данных о наличии акцентуаций характера.

4. Тест «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв),

5. Тест Ассингера.

Этапы исследования:

1. Поисковый (констатирующий) эксперимент.

2. Основной (формирующий) эксперимент.

3. Итоговый эксперимент.

База исследования: ЦПМСС «Живые потоки» (адрес)

Список литературы

1 Актуальные проблемы организации медико-психо-социальной помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим психоактивными веществами, в условиях крупного города. - СПБ, 2003.

2 Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980.

3 Баймухаметов С. Сны золотые. Исповеди наркоманов. - М, 1998.

4 Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - СПб; М.: Нев-ский диалект - Издательство БИНОМ, 1998.

5 Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара.2000.

6 Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. - Самара, 1995.

7 Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. //Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 87-93.

8 Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подро-стков. Киев: Здоровье, 1989. 301с.

9 Бормотов И. В. Молодежная субкультура: факторы формирования и осо-бенности развития на современном этапе / Стратегия социального разви-тия России и молодежь. — Тула, 2004.

10 Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотера-пия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического института", 1989. С.88-93.

11 Бузина Т.С. Феномен "поиска ощущений" и проблема профилактики СПИДа в наркологии//Вопросы наркологии. 1994. № 2. С.84-88.

12 Бюллетень по наркотическим средствам. Программа организации объеди-ненных наций по международному контролю над наркотиками, общие проблемы злоупотребления наркотиками – Нью-Йорк, 1994.

13 Вадюхина Е. В., Коноплева А. А. Некоторые особенности политической социализации молодежи в современном российском обществе / Стратегия социального развития России и молодежь. — Тула, 2004.

14 Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. Фонд НАН. М., 1997.

15 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. Уч.пособие для студ. пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Ака¬демия», 1999.

16 Героиновая наркомания: актуальные проблемы. Сборных научных трудов/ Под ред. профессора Э.Э.Звартау. – СПб,: Изд-во СПбГМУ, 2002.

17 Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. №2; 57-65.

18 Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. 1990. С.40-44.

19 Гульдан В.В., Романова О.Л., Корсун А.М., Шведова М.В. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о нарко-мании и токсикомании // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во "Ленингр. психоневрологического ин-та". 1989. С. 68-74.

20 Егоров А.Ю. Основы наркологии. Учебное пособие. - СПб, 2000.

21 Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. Книга для учите-лей. – М., 1997.

22 Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

23 Конаныхина Е. И. Адаптация молодежи в экономической сфере / Тульская молодежь: Норма и девиация. — Тула, 2004.

24 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков. Минск, 1988.

25 Конопля? Да/нет… Твой выбор. Пособие для молодежи и подростков. Пер. с гол./под ред. Шаршаковой Т.М. – Гомель, 2000.

26 Кузьменко Т. А. Некоторые формы девиантного поведения/Тульская мо-лодежь: Норма и девиация. — Тула, 2004.

27 Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями //Вопросы наркологии. 1992. № 1. С. 39-43.

28 Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогиче-ских коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991

29 Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по про-ведению уроков профилактики среди подростков. Часть 1, 2. – СПБ.: ИМАТОН, 2000.

30 Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней нарко-мании. Самара, 1996.

31 Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней нарко-мании. - Самара, 2001.

32 Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. Л.: Медицина, 1991.

33 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

34 Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддитивному поведению // Психолог. журнал. 1996. Т. 17. №3. С. 149-152.

35 Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отда-ленные последствия // Психол. журнал. 1993. Т. 14. №6. С. 110-118.

36 Научно-методические основы первичной профилактики детской наркома-нии: Для работников центров социальной помощи семье и детей. М.: Го-сударственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

37 Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: изд-во Института Пси-хиатрии, 2000.

38 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними // Под ред. М. Госсон, М.: Грант; Медицина, 1993. 100 с.

39 Психологические основы профилактики наркомании в семье/ Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого Самара 2001

40 Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально–психологического исследования) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. - Самара: Изд–во «Самарский универ-ситет», 1998.

41 Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. Крылова А.А., Коростылевой Л.А. – СПб: Изд-во СПБГУ, 1997.

42 Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - Самара: Изд–во «Самарский университет», 2001.

43 Пятницкая И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1997.

44 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле-ния личности. М.: Мир, 1994.

45 Ручкин Б. А., Родионов В. А., Пыжиков А В. Молодежь как стратегиче-ский ресурс развития российского общества // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1.

46 Смирнов В.К., Нечипоренко В.В., Бердник К.П. Некоторые подходы к по-ниманию аспектов формирования наркоманий. Психологические исследо-вания и психотерапия в наркологии. Л. : Изд-во Ленингр. психоневроло-гического ин-та. 1989. С. 38-43.

47 Социальная работа с молодежью: опыт, проблемы, перспективы. — Тула, 2004.

48 Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента / Свободная мысль XXI. — 2000. — № 1.

49 Фортунатов В.В., Платова Е.Э. Студенчество против наркотиков. Для тех, кто собирается жить. - СПб, 2003.

50 Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995.

51 Шпаков А.О. Иллюзия рая. Семейный словарь-справочник (наркотики, психоде¬лики, яды, аллергены). - СПб.: Зенит, Татьяна, 1999

52 Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Исследование образа "Я" у подростков с аддитивным поведением //Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та. 1989. С. 74-79.

53 Энциклопедия преступлений и катастроф//Наркотики и яды. - Минск, 1996.

54 Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.

55 Я выбираю жизнь. Заочный разговор подростков о жизни и о наркотиках - СПБ, 2002.

Примечания:

Примечаний нет.