Изучение особенностей решения вербальных и невербальных задач детьми при нейроинфекциях (в условиях ГБО)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 37  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава I. Развитие познавательных способностей у детей 5 - 14 лет 5

1.1. Развитие познавательных способностей у детей старшего дошколь-ного возраста 5

1.2. Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста 8

1.3. Развитие познавательных способностей у детей подросткового воз-раста 10

Глава II. Нейропсихологическая структура решения задач 12

Глава III. Психологический статус детей при инфекции

3.1. Патогенез 16

3.2. Клиника 16

3.3. Психические расстройства у больных клещевым энцефалитом 18

3.4. Последствия клещевого энцефалита 20

Глава IV. Описание испытуемых, методов и этапов исследования 23

Глава V. Результаты исследования и их обсуждение 28

Заключение 32

Список литературы 35

Приложения 38

Введение

В условиях роста заболеваемости за последние годы в Удмуртии вирусными нейроинфекциями (ВНИ) актуальными становятся следую-щие проблемы:

? влияние ВНИ на психологический статус ребенка (в частности, на познавательные и мыслительные процессы);

? психологический прогноз и поиск мер, направленных на реаби-литацию и восстановительное лечение детей, переболевших ВНИ, в ходе которого происходит наиболее интенсивное восстановление функций и включение компенсаторных механизмов.

Большой вклад в освоение клещевого энцефалита внесли такие ученые как: А.Г.Панов (1935, 1938, 1940, 1965), А.А.Смородинцев (1937, 1940, 1964, 1966), В.М.Кантер (1940, 1948, 1965), И.И.Лукомский (1940, 1945, 1959), Н.И.Гращенков (1940, 1941, 1944), И.Б.Галант (1943, 1948, 1965), С.Н.Давиденков (1943, 1954), Р.И.Резник, Т.С.Певзнер (1943, 1954), Б.Н.Серафимов (1944, 1946), А.Н.Шаповал (1945, 1955, 1962, 1980), Н.Н.Тимофеев (1946), Л.И.Омороков (1948, 1951), Д.Г.Шефер (1948, 1963). Они установили этиологию заболевания, эпи-демиологию, изучили клинику, течение и патологическую анатомию КЭ.

В исследовании В.Н.Белоусовой, С.А.Громова, Л.А.Щиновой, В.Т.Лекомцева психических и пароксизмальных расстройств у взрослых больных клещевым энцефалитом среди ряда других был использован экспериментально-психологический метод, включавший в себя цифро-вую корректурную пробу, методику запоминания 10 слов и исследова-ние функций интеллекта по Векслеру.

Однако, недостаточно изучен вопрос о влиянии КЭ на интеллекту-альную деятельность детей 7 - 13 лет и ее динамике в ходе восстано-вительного лечения (ГБО-терапии), что имеет немаловажное значение при решении вопроса о реабилитационном эффекте ГБО-терапии не только на общесоматическом, но и социально-психологическом уровне.

Целью данной работы является изучение особенностей интел-лектуальной деятельности детей с нейроинфекциями в остром перио-де, в ходе восстановительного лечения и в катамнезе.

Объект - дети с нейроинфекциями 7 - 13 лет.

Предмет - особенности решения вербальных и невербальных за-дач детьми с нейроинфекциями.

Гипотезы исследования:

1. ВНИ влияют на вербальный и невербальный интеллект детей 7-13 лет;

2. ГБО уменьшает влияние ВНИ на мыслительные процессы и ока-зывает реабилитационный эффект не только на нейрофизиологиче-ский, но и на социально-психологический уровень.

Задачи:

1. Психологическая диагностика уровня вербального и невербаль-ного интеллекта у «условно здоровых» детей (контрольная группа) и детей с КЭ в остром периоде, в ходе курса ГБО и в катамнезе (экспе-риментальная группа);

2. Статистическая обработка полученных результатов

3. Выявление возрастных различий вербального и невербального интеллекта у здоровых школьников 1 и 6 классов.

4. Сравнительный анализ выборок детей с клещевым энцефали-том и контрольной группы здоровых детей.

5. Сравнительный анализ показателей решения задач детьми в остром периоде КЭ и в ходе ГБО; в ходе ГБО и в катамнезе.

6. Сравнительный анализ результатов решения вербальных и не-вербальных задач детьми после проведенного курса ГБО-терапии и здоровыми детьми.

Список литературы

1. Ахвердов В.Н. Клинические особенности поражения ствола мозга при клещевом энцефалите и стволовых энцефалитах другой этиоло-гии. //Актуальные проблемы природноочаговых инфекций: Межву-зовский сборник научных трудов. - Горький, 1988.

2. Белоусова В.Н., Громов С.А., Щинова Л.А., Лекомцев В.Т. Психиче-ские и пароксизмальные расстройства у больных клещевым энцефа-литом. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 1992.

3. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст).- М., 1969.

4. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познаватель-ных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. №2

5. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986

6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в про-цессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педа-гогической психологии. Часть 2. М., 1981.

7. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педаго-гика-пресс. 1993

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984. Т4

9. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа //Вопросы психологии. 1957. №6.

10. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972

11. Давыдов В.В. Развитие познавательных процессов младших школь-ников // Возрастная и педагогическая психология. М., 1973

12. Деконенко Е.П., Уманский К.Г. Последствия различных клинических форм острого периода клещевого энцефалита.//Журнал невропато-логии и психиатрии. 1984. Том 84, №2.

13. Драгунова Г.В. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте// Возрастная и педагогическая психология. М., 1979

14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольни-ков М., 1984

15. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986

16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т 1.

17. Истомина З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. М., 1978

18. Истомина З.М. развитие произвольного запоминания у дошкольни-ков // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Часть 2. М., 1981

19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

20. Лукомский И.И. Психические изменения при клещевом энцефалите. М., 1957

21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М., 1962

22. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963

23. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966.

24. Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991

25. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981

26. Осинцева Т.С. Некоторые аспекты клиники и профилактики послед-ствий клещевого энцефалита и вопросы социально-трудовой реаби-литации переболевших.//Актуальные проблемы природноочаговых инфекций: Межвузовский сборник научных трудов. Горький, 1988.

27. Острые нейроинфекции у детей (Руководство для врачей)/Под ред. А.П.Зинченко. Л.: Медицина,1986.

28. Пиаже Ж.Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997

29. Садыков Т.Т., Сунцова Н.И., Мынкин В.А. Характеристика невроло-гических изменений при клещевом энцефалите.//Актуальные про-блемы природноочаговых инфекций: Межвузовский сборник научных трудов. Горький, 1988.

30. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987.Т 1.

31. Сорокина М.Н. Клещевой энцефалит. - в кн.: Острые нейроинфек-ции у детей. Л.: Медицина, 1986.

32. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995

Примечания:

Примечаний нет.