Изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 17  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение

1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению

1.1. Различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах современных психологов

1.2. Интеллектуальная готовность к школьному обучению

1.3. Личностная готовность к школьному обучению

1.4. Физическая готовность к школьному обучению

2. Школьная среда, новый социум отношений

2.1. Понятие "школьная среда"

2.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста

2.3. Понятие "диагностика"

2.4. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе

2.5. Методики диагностики готовности к обучению

2.5.1. Методики диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению

2.5.2. Методики диагностики личностной готовности к школьному обучению

2.5.3. Методики диагностики социально-психологической готовности к школьному обучению

3. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению

3.1. Организация и методы экспериментального исследования

3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.

Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль - роль ученика, - которую предлагает ему новый социум - школьная среда.

Понятие "психологическая готовность ребенка к школьному обучению" впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Он же указал на один из самых существенных компонентов этой готовности - на развитие у детей способности управлять своим поведением.

Л.И. Божович включила в это понятие также готовность к школьному обучению с точки зрения личности ребенка, выражающуюся в отношении ребенка к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой "социально-психологической" или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми - родителями и учителями.

Проблема готовности ребенка к обучению в школе стоит перед педагогами, психологами, медиками и родителями достаточно остро. В своей работе мы исследуем данную проблему и особенности диагностики готовности ребенка к обучению в школе.

В первой главе рассматриваются различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах современных психологов.

Во второй главе мы обращаемся к таким понятиям как "школьная среда" и "диагностика", рассматриваем психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста и особенности диагностических критериев их готовности обучения в школе, а также методики диагностирования данной готовности.

Третья глава посвящена экспериментальному исследованию психологической готовности детей к школьному обучению, где мы показываем необходимость комплексной диагностики психологической готовности ребенка к школе в свете концепции личностно-ориентированного обучения.

Целью нашего исследования является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Анализ теоретических подходов к психологической готовности ребенка к школьному обучению.

2. Анализ особенностей диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе.

3. Экспериментальное исследование проблемы диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению и анализ полученных результатов.

Гипотеза:

Исходя из очевидной значимости диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению, мы можем предположить, что чем выше данная готовность, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.

Объект исследования:

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Предмет исследования:

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Актуальность исследования:

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% - детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5-6-летнего возраста. Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспешности.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Экспертная беседа.

5. Анкетирование.

6. Тестирование

Список литературы

Примечания:

работа не полностью