Изучение влияния особенностей семейного воспитания на взаимоотношения дошкольника со сверстниками

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 47  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................

ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА .........................................................................................

1.1. Игра и психическое развитие дошкольника..........................................

1.2. Структура игровой деятельности...........................................................

1.3. Активность дошкольника в игровой деятельности...............................

1.4. Межличностные взаимоотношения в группе сверстников и их влияние на развитие дошкольника...............................................................

1.5. Значимость семьи и семейных взаимоотношений со взрослым в развитии личности ребенка...........................................................................

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТУЕМЫХ............................................................................................

2.1. Описание методов исследования...........................................................

ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...................

ВЫВОДЫ.......................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................

cтр.

3

6

6

8

10

12

18

23

23

28

39

41

45

Введение

Развитие личности происходит в среде межличностных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса формирования адаптационных механизмов индивида к среде.

Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью, играющей значимую роль в формировании данных адаптационных механизмов и развитии личности в целом.

В старшем дошкольном возрасте в развитии ребенка ведущую роль играет игровая деятельность. Игровая активность ребенка в сюжетно - ролевой игре влияет, в свою очередь, на развитие у него способности устанавливать эффективные взаимоотношения со сверстниками в группе, а в дальнейшем, с началом школьного возраста - успешность вхождения ребенка в социальные взаимоотношения.

В данной дипломной работе под игровой активностью понимаются качественные и количественные характеристики взаимодействия ребенка - дошкольника с партнерами по игре, исходящие из его собственной инициативы.

Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстаривается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников имеет исключительное значение.

Семья, являясь первичным институтом социализации ребенка, во многом определяет успешность вхождения ребенка в социальные отношения. Именно в семье ребенок получает первый опыт межличностного взаимодействия, начинает активно приобретать умения и навыки общения. Взрослые, демонстрируя определенные образцы поведения в общении с ребенком и друг с другом, способствуют усвоению этих поведенческих образцов ребенком.

Именно дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом в плане усвоения ребенком норм межличностного взаимодействия, наиболее благоприятен и в отношении осуществления коррекции особенностей поведения ребенка в группе сверстников и в семье.

В данной дипломной работе была предпринята попытка проследить влияние особенностей семейного взаимодействия взрослого с ребенком на взаимоотношения дошкольника со сверстниками в условиях старшей группы детского сада.

Объект исследования: взаимоотношения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: активность дошкольника в сюжетно - ролевой игре, как показатель, обусловленный особенностями семейного воспитания.

Гипотеза исследования: характер взаимоотношений дошкольника со сверстниками в группе и активность в игровой деятельности зависит от особенностей семейного воспитания.

Целью работы является изучение влияния влияния ряда семейных факторов на активность ребенка в сюжетно-ролевой игре и статус в группе сверстников.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1) теоретический обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования с целью обобщения теоретических и эмпирических данных;

2) выявление групп детей с высокой и низкой активностью в сюжетно-ролевой игре;

3) психологическая диагностика особенностей внутрисемейных взаимоотношений, социометрического статуса ребенка в группе сверстников;

4) сопоставление результатов исследования активности детей в сюжетно - ролевой игре, их социометрического статуса и особенностей внутрисемейных взаимоотношений с целью проверки выдвинутой гипотезы;

5) рекомендации по организации консультационной и психокоррекционной работы в области внутрисемейных взаимоотношений с родителями детей - дошкольников.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.-299 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. - Психологический журнал, 1985, 6, №5, с. 3-19.

3. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5.

4. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4.

5. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6, с. 62-77.

8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с.

10. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. - В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988, с. 56-89.

11. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с.

12. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с.

14. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985.

15. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108.

16. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. - Вопросы психологии, 1984, №3.с.25-34.

17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - Вопросы психологии, 1944, с.14-20.

18. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с.

19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.

20. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997.

21. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986.

22. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с.

23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

24. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974.

25. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с.

26. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

27. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. - 151 с.

28. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с.

29. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.

30. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с.

31. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989

32. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6.

33. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с.

34. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987.

35. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии, 1991, №5.

36. Смирнова Е.О. Специфика эмоционально - личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии, 1992, №6.

37. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6

38. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам. //Вопросы психологии, 1998, №3.

39. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3.

40. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, изд-во «Университетское», 1985.

41. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. - Психологический журнал, 1995, 16, №3.

42. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966. -451с.

43. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии,. 1994, №4.

44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

45. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. - Вопросы психологии, 1976, №5.

46. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

Примечания:

Примечаний нет.