ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИО-НАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 6

1.1. Характеристика эмоциональной сферы и проблема тревожности детей старшего дошкольного возраста 6

1.2. Развитие личности детей старшего дошкольного возраста 16

1.3. Понятие и сущность стиля семейного воспитания 34

1.4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старшего дошкольника 39

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 48

2.1. Организация и методики исследования 48

2.2. Результаты исследования 59

2.3. Анализ результатов исследования 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Введение

Актуальность исследования. Гармоническое развитие личности не-мыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкреп-ляться общественным. Теперь психологи и медики утверждают, что даже не-сколько месяцев лишения любви наносят умственному, нравственному и эмо-циональному развитию ребенка непоправимый ущерб, всей последующей ду-ховной жизни человека, отрицательно влияют на психическое и физическое развитие.

Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. Без родительской любви, дело известное, ребе-нок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их от-ношения между собой. В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка лю-бить, это научить самому важному в жизни.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с ран-него возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравст-венных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступ-кам.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоциональ-но по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответ-ное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфорт-ность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители долж-ны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) - это пери¬од овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослы-ми, а также через игровые и реаль¬ные отношения со сверстниками. Дошколь-ный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок по-степенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период че-рез отношение со взрослым интенсивно развивается способ¬ность к идентифи-кации с людьми, а также со сказочными и вообра¬жаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изо¬бражениями и т.п. Одновременно ре-бенок открывает для себя пози¬тивную и негативную силы обособления, кото-рым ему предстоит овла¬деть в более позднем возрасте.

В старшем дошкольном возрасте происходит усложнение содержания и структуры эмоциональных процессов. Эмоции обретают большую глубину и устойчивость, становятся более разнообразными по знаку их внешнего выра-жения.

В старшем дошкольном возрасте самосознание ребенка развивается на-столько, что это дает основание говорить о детской личности.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется как тео-ретической, так и практической значимостью проблемы развития личности ре-бенка в контексте особенностей семейного воспитания.

Целью настоящего дипломного исследования является изучение взаи-мосвязи стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных характери-стик старшего дошкольника.

Объект исследования: личность ребенка старшего дошкольного воз-раста.

Предмет: взаимосвязь стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем роди-тельского воспитания и эмоционально-личностными особенностями ребенка, причем чем выше авторитарность стиля воспитания, тем выше тревожность детей и ниже их самооценка; и чем более практикуется в семье ценностное от-ношение к ребенку, тем ниже тревожность детей и выше их самооценка.

Задачи:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследо-вания.

2. Подобрать необходимые диагностические методики.

3. Провести эмпирическое исследование стилей родительского воспи-тания, тревожности и самооценки детей.

4. Выявить взаимосвязь между стилем воспитания и эмоционально-личностными особенностями старшего дошкольника.

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции личностного развития старших дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирова-ние, количественный и качественный анализ результатов.

Методики:

1. Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) - Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.

2. Методика диагностики родительских отношений (А. Я. Варга и В. В. Сто-лин).

3. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Ка-уфман).

4. Методика С.Г. Якобсона «Лесенка» самооценки.

5. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Эмпирическая база исследования: дети старшей группы ДОУ в воз-расте от 6 до 7 лет, а также родители этих детей. Количество испытуемых: де-тей 30 человек, родителей 30 человек. Исследование проводилось в г. Москве на базе детского сада МУП ДОУ «Солнышко».

Практическая значимость исследования: результаты могут найти применение в практической работе психологов ДОУ, работающих со старши-ми дошкольниками.

Список литературы

1. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Астапов В.А. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. № 1. 1999. – С. 41 – 47.

3. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в пони-мание детей через кинетические рисунки семьи. –М.: Смысл, 2003.-146 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельд-штейна. - М., 1995.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в дет-стве: норма и отклонения. – М., 1990

6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991

7. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения. // Прак-тикум по психодиагностике. – МГУ, 1988, с.107-113.

8. Винникот Д. В. Разговор с родителями. – М., 1995.

9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. -1136 с.

10. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.

11. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Методи-ческое руководство) / Под общ. Ред. А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой. – М., 1993. – 31 с.

12. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

13. Запорожец А.В. Значение ранних этапов детства для формирования детской личности. – М., 1978

14. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — М., 2000.

15. Казарян М.Ю., Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния де-тей в неполных семьях// Тезисы второй всероссийской научной конферен-ции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общ.ред.д.п.н.В.К. Шабельнико-ва и к.п.н.А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

16. Калинина Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка //Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологи-ческие проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общ.ред.д. п.н. В.К. Шабельникова и к.п.н. А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – изд-е 7-е. – СПб., Питер, 2005.-940 с.

18. Куттер П. Современный психоанализ. – М., 1997

19. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только лю-бовь. – М.: Знание, 1992. – 190 с.

20. Марковская И.М. Тренинг детско-родительских отношений.-Спб: Речь, 1999.

21. Мухина B.C. Детская психология. СПб., 1992.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

23. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилипов-ского В.Я. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.

24. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.- 1998. №2.

25. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к прак-тической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004 - 144 с

26. Прохоров А.О. Велиева СВ. Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста // Психология психических состояний. Вып. 1 / Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Изд-во КГПУ. 1998 С. 162-187.

27. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопр. психологии, 1996, № 2, с 14-23.

28. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспомина-ний в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: СпбГУ, 1993. – 152 с.

29. Соколова О.М. Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющие на развитие тревожности личности// Тезисы второй всероссий-ской научной конференции "Психологические проблемы современной рос-сийской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общ.ред.д.п.н. В.К. Шабельникова и к.п.н. А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

30. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: Изд.группа «Прогресс» – «Уни-верс», 1993. – 480 с.

31. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и само-регуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3

32. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительских отношений: Дис.на соискание канд.психол.наук.-Спб., 1998

33. Шведовская А.А. Использование методики «родительское сочинение» в ди-агностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. // Пси-холог.диагностика.- 2005.- № 4.-с. 70 - 103

34. Шнейдер Л. Психология семейных отношений. – М., 2000.

35. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избр. психол. тр. / Под ред.Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.

36. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.

37. Эриксон Э.Г. Детство и общество: Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

38. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Примечания:

Примечаний нет.