Влияние формального лидера на мотивацию подчиненных

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 67  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Стиль руководства в организации 7

§1 Обзор принципов формирования групп 7

1.1 Особенности формальных и неформальных групп 7

1.2 Виды лидерства в организации 10

§2 Теории природы формального лидерства в организации 16

2.1 Генезис теоретического изучения стиля руководства 16

2.2 Поведенческие теории стиля руководства 17

2.3 Ситуационные теории стиля руководства 22

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Понятие мотивации в организации 26

§1 Общая характеристика мотивации 26

§2 Основные теории мотивации 32

2.1 Содержательные теории мотивации 32

2.2 Процессуальные теории мотивации 35

§3 Стиль управления как фактор мотивации 41

Выводы по главе 2 46

Глава 3. Анализ стиля управления 47

3.1 Описание выборки и описание тестовых методик 47

3.2 Проведение эксперимента и анализ результатов 48

Заключение 64

Список литературы 68

Введение

Введение

К исследованиям стиля управления и его влияния на мотивацию под-чиненных, были обращены работы таких авторов как: А.Л. Козлов, А.А. Ур-банович, О.С, Виханский, А.И. Наумов, А.В. Карпов, М.Х. Мескон, М. Аль-берт, Ф.Хедоури и многими другими. В этих работах в основном рассматри-ваются проблемы власти в фирме: управление персоналом, мотивация дея-тельности подчиненных, лидерство в менеджменте, формирование и развитие формальных и неформальных групп в организации.

В большинстве перечисленных работ указывается, что производитель-ность любой человеческой деятельности зависит, как от умения ее выпол-нять, т.е. приобретенного опыта и квалификации, так и физиологических и психологических факторов: усталости, умения концентрироваться, степенью мотивации, удовлетворенностью работой и т.д. На последний тип факторов наибольшее влияние оказывает факторы, имеющие психологическую приро-ду и, учет и положительное воздействие, которых разработана в школе управ-ления, которая носит название «школа человеческих отношений». Основны-ми психологическим фактором не зависимо от подхода является мотивация. Степень мотивации является фактором в наибольшей степени определяющим степень психологической готовности (мотивированности) человека к выпол-нению работы. На нее оказываю влияние множество факторов, в том числе и социальных, одним из которых является проблема формального лидера. Ука-занные выше проблемы, не смотря на достаточное количество исследований, остаются недостаточно изученными, что и объясняет актуальность данного исследования.

Проблемность исследования видится в том, что для достижения этого, прежде всего, необходимо творческое переосмысление концепций и техноло-гий современной управ¬ленческой деятельности. Она тот архимедов рычаг, посредством которого, используя как точку опоры антропологический прин¬цип, можно придать жизнедеятельности людей достойное су¬ществование.

Новизна работы указывает, на то, как современные условия требуют значительные корреляции стиля формального лидерства и степени мотивации персонала. Это обусловлено не только необходимостью создания перспектив человеческого бытия, но и тем, что по мере роста населения и ужесточения предпринимательской конкуренции решение всех этих и других проблем бу-дет определяться научным состоянием существую¬щей на тот момент теоре-тических концепций управления.

Современный менеджмент персонала основан на национально-региональных концепциях управления: американско¬й, европейской, японской и других. В России происходит адаптация западных методик к отечествен-ным условиям.

Основной проблемой современного менеджмента является проблема лидерства, т.к. проблема лидера – путь социального развития. Для создания такого общества нужны новая философия и инновационные технологии ли-дерства, в которых человеко-сберегательный и личностно-возвышающий принципы стали бы основополагающими. Что предполагает признать при-оритетной составляющей профессионализма современного менеджера чело-вековедческую компетентность.

Предлагаемое исследование представляет собой научно-поисковую и прак¬тическую работу. Анализ теоретического и методического материала, а так же проведенные экспериментальные исследования убедили нас, что пре-успевающим может быть только тот руководитель, который обладает опреде-ленными качествами. Лидерство и относящиеся к ним возможности, умение адаптироваться к уп¬равленческой деятельности, использование в ней соответ¬ствующих технологий. Подобным утверждением не умаляется значение под-готов¬ленности менеджера в области профессиональных знаний и умений. Однако, вместе с тем ориентация лидера на использование в своей работе элементов мотивации наилучшим образом способствует овла¬дению этими знаниями и умениями, а так же значительно повышает синергетический эф-фект, выражаемый в фактических результатах деятельности начальника и подчиненного.

Тема исследования – влияние стиля управления формального лидера в организации на мотивацию подчиненных.

Предмет исследования – стиль руководства в организации

Объект исследования – корреляция стиля руководства и мотивации персонала.

Гипотеза исследования:

1) если руководитель является лидером, то в этом коллективе более друже-любная атмосфера, а его подчиненные обладают высокой мотивацией;

2) если руководитель является формальным руководителем, то в этом кол-лективе не дружелюбная атмосфера, а его подчиненные обладают низкой мотивацией

Цель – анализ стиля управления формального лидера в организации на мотивацию подчиненных.

В рамках выделенной цели работы определим задачи, обоснование ко-торых на основе анализа теоретического и экспериментального материала яв-ляется решением комплекса вопросов раскрывающих тему проводимого ис-следования:

• провести анализ формальных и неформальных групп в организации;

• рассмотреть психологические особенности формального и неформального лидера;

• рассмотреть стиль руководства и его основные теории;

• выявить сущность мотивации и определить основные теории;

• анализ влияния стиля управления формального лидера в организации на мотивацию подчиненных, что является целью нашей работы;

• организовать и провести психологический эксперимент;

• провести количественный анализ полученных экспериментальных данных;

• содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального ис-следования на предмет стиля руководства в организации;

• сформулировать основные выводы по работе

Список литературы

Список литературы

1.

2. Кэнде Г. Развитие и совершенствование служб управления – СПб., Питер, 1998

3. Трифильцева Н. Стиль управления и мотивация персонала // Журнал «Управление персоналом» №12/2002

Примечания:

работа неполностью