Влияние когнитивного диссонанса на развитие правового сознания несовершеннолетних

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие когнитивного диссонанса в психологии и педагогике 6

1.1 Понятие когнитивного диссонанса в психологии и педагогике. Причины его формирования. 6

1.2 Способы редукции когнитивного диссонанса 14

Глава 2. Когнитивный диссонанс как фактор, определяющий особенности правового сознания несовершеннолетних 18

2.1 Формирование правового сознания ребенка и возможные причины его нарушения. 18

2.2. Когнитивный диссонанс как причина отклонений в правовом сознании несовершеннолетних 22

Глава 3. Практическое исследование 27

3..1 Программа исследования 27

3.2. Анализ экспериментальных результатов 30

Заключение 56

Использованная литература 58

Приложения 61

Введение

Мы живем в эпоху, когда в обществе и в сознании миллионов россиян происходят радикальные преобразования. Многие моральные ценности, оказавшие значительное влияние на формирование правового сознания нескольких поколений людей, сегодня подвергаются переосмыслению и переоценке. В частности, наблюдается изменение представлений о нравственной ценности и психологическом содержании правового поведения. Сложная социально-политическая и экономическая обстановка 90-х годов XX века породила мощные социальные и социально-психологические факторы дестабилизации правового сознания. В наибольшей опасности оказались дети подросткового и юношеского возраста (Г.В. Акопов, В.Г. Асеев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.М. Минияров).В массовом сознании происходит изменение представлений о границах допустимого в социальном поведении, о правилах и нормах поведения в обществе (В.В. Знаков). Негативная динамика массового правового сознания, нарастание правовой безграмотности и нигилизма у молодежи происходят на фоне методологического и методического отставания психологии и педагогики в области проблем правового воспитания (И.А. Невский, Н.Н. Ярушкин).На современном этапе развития общества его важнейшей целью и условием дальнейшего существования является построение правового государства. Одной из основных задач, решение которой обеспечивает поступательное движение к достижению этой стратегической цели, является повышение уровня правового сознания общества в целом и каждого его субъекта. Очевидно, что реальное повышение уровня правового сознания общества возможно только путем создания системы правового воспитания молодежи. Проблема заключается в отсутствии целостной системы правового воспитания в образовании, что является одной из причин низкого уровня правового сознания общества (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, В.А.Васильев, Л.М. Голубева, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, Н.Н. Ярушкин). Об этом свидетельствует количественный рост преступности вообще и противоправного поведения молодежи в частности. Заме-зтим, что острота ситуации в области правового образования связана с социаль-ными, экономическими, политическими кризисными процессами, когда прежние системные связи разрушены, а необходимые социальные механизмы, отвечающие требованиям общественного развития, не сформированы (СВ. Болони-на).Необходимо отметить, что проблема асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи, представляющего собой действия, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам, актуальна не только для нашей страны, но и для всех промышленно развитых стран (L. Kolberg, E. Lehman, S.R. Smith, G. Stewart, D.P. Zarrington). Однако в России ситуация может быть признана критической ввиду катастрофического увеличения уровня подростковой преступности на фоне сокращения численности населения данной возрастной категории. При этом представляется важным существование факта статистических данных, раскрывающего прирост преступности среди несовершеннолетних.

Смещение структуры подростковой преступности в сторону более тяжких и социально опасных правонарушений, рост наркомании среди молодежи, формирование криминальной молодежной субкультуры не только затрудняют реализацию методически и психологически верных мероприятий по профилактике и борьбе с правонарушениями, но и изначально способствуют распространению правового нигилизма. При этом взрослые (педагоги, психологи, правоохранительные органы), работающие с малолетними правонарушителями, психологически не готовы учитывать стремительную ее динамику, из чего вытекают серьезные упущения в профилактической воспитательной работе (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, А.С. Белкин, В.М. Обухов, Н.Н. Ярушкин).Проблема формирования правового сознания молодежи состоит в том, что приобщение к преступному миру и его противоправным нормам в современных условиях происходит на очень раннем возрастном этапе, что приводит к весьма стойкой закономерности: чем раньше человек встает на преступный путь, тем быстрее достигает уровня опасного рецидивиста.

Теория когнитивного диссонанса- одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т. д.). Исходное положение теории когнитивного диссонанса: когнитивный диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном объекте. Позднее Л. Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Цель данной работы - на основе теоретического анализа специальной литературы и экспериментального исследования выявить влияния когнитивного диссонанса на развитие правового сознания несовершеннолетних.

Список литературы

1. Фирсова, Т.А. Проблема формирования правового сознания у школьников-

подростков / Т.А. Фирсова // Материалы конференции "Проблемы социальной психологии ХХI столетия". Т.3 / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, 2001. - С.74-76.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: АспектПресс, 2000. - 384 с.

3. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2000. -410 с.

4. Кон, И.С. В поисках себя (личность и ее самосознание) / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 360 с.

5. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1 / В.Ф. Пирожков. - М.: Ось-89, 1998. - 822 с.

6. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. -М.: Наука, 1991. - 276 с.

7. Голубева, Л.М. Нравственное воспитание как фактор предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Л.М. Голубева. - Фрунзе: Мектеп, 1982. - 210 с.

8. Личко, А.Е. Эти трудные подростки / А.Е. Личко. - Л.: Лениздат, 1983. - 188 с.

9. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович и Л.И. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 178- 191.

10. Невский, И.А. Генезис асоциального поведения у детей и подростков /

И.А. Невский // Острые углы воспитания / сост. и науч. ред. А.Е. Тарас. - Минск, 1990. - С. 185-194.

11. Келли, Дж. Психология личностных конструктов / Дж. Келли. - М.: Прогресс, 1972. - 218 с.

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

13. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 408 с.

14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Берн, Э. - СПб.: Лениздат, 1992. - 354 с.

15. Россохин, А.В. Проблемы психотерапии наркомании / А.В. Россохин // Тезисы международной конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии". - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1999. - С. 18 - 21.

16. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер,

В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 845 с.

17. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 386 с.

18. Захарова, Е.И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность/ Е.И. Захарова, О.А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1 - С.34-41

19. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - Питер: 1997

20. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 111-126.

21. Леон Фестингер Введение в теорию диссонанса. СПб.: Ювента, 1999

22. Бадмаев О.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.; Изд-во "Манифест", 1997.

23. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2003.

24. Батов В. И., Константинова Н. Я. К вопросу изучения преступников // Психологическое изучение личности преступника: Методы исследования. М., 1976. С. 115-143.

25. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.

26. Волков В. В. Применение метода дихотомической самооценки в криминально-психологическом исследовании личности // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 120-134.

27. Ефремова Г. X. Изучение ценностно-нормативной сферы преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 34-43.

28. Мороз О. М. Усвоение учащимися поведенческих критериев как одно из условий повышения уровня объективности самооценки личностных качеств // Психолого-педагогический аспект правового воспитания учащихся профтехучилищ и работы с трудными подростками. Вып. 34. Л., 1976. С. 32-45.

29. Новоселова А. С. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. С 39-45.

30. Пилипейченко Ю. Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности (на материале исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя): Канд. дис. М., 1984. 201 с.

31. Ратинов А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 3-33.

32. Ратинов А. Р., Ефремова Г. X., Зудин В. В. Опыт изучения правовых установок и ориентации преступников // Психологическое изучение личности преступника: Методы исследования. М., 1976. С. 153-185.

33. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

34. Хоружий С. Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим // Психологические особенности самосознания подростка. Киев, 1980. С. 119-136.

35. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.

36. Альбуханова- Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

37. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. №4. С.31.

38. Андреева Г.М., Социальная психология. - Москва: Аспект-пресс, 1997.

39. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ.Серия 14. Психология. 1997. №4. С.25.

40. Болтова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

41. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома. 1986. С.46.

42. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии . 2000. №4. С.29.

43. Климова Е.Н. Внутриличностный конфликт и проблема возрастной периодизации психического развития // Сочинское образование. 1999. №4. С39

44. Кон И.С. Открытие Я.- М.: Просвещение, 1978

45. Пахомов В.Н. Проект "гражданин"- способ социализации подростков // Народное образование. 2000. №7. С. 163

Примечания:

Примечаний нет.