Влияние лидера на мотивацию подчиненных (вер. 3 малая беседа)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Формальный лидер в организации: теория и практика 6

§1 Виды лидерства в организации 6

§2. Теории природы формального лидерства в организации 13

2.1 Теория черт или «харизматическая теория лидерства» 13

2.2 «Ситуационная теория» лидерства 14

2.3 «Синтетическая концепция лидерства» 14

§3. Теоретический анализ стиля руководства 16

3.1 Генезис теоретического изучения стиля руководства 16

3.2 Поведенческие теории стиля руководства 17

3.3 Ситуационные теории стиля руководства 22

Глава 2. Теоретические аспекты мотивации в организации 26

§1 Общая характеристика мотивации 26

§2 Основные теории мотивации 32

2.1 Содержательные теории мотивации 32

2.2 Процессуальные теории мотивации 35

§3 Стиль руководства как фактор мотивации 41

Глава 3. Исследование корреляции стиля руководства и мотивации подчиненных 45

§1 Описание выборки и описание тестовых методик 45

§2 Проведение эксперимента и анализ результатов 46

Заключение 56

Список литературы 59

Приложения 63

Введение

Введение

В современном менеджменте феномен лидерства всегда привлекал ис-следователей. Для выживания организации в экономическом пространстве нужны новая философия и инновационные технологии лидерства, в которых человеко-сберегательный и личностно-возвышающий принципы стали бы ос-новополагающими.

К исследованиям стиля управления и его влияния на мотивацию под-чиненных, были обращены работы таких авторов как: А.Л. Козлов, А.А. Ур-банович, О.С, Виханский, А.И. Наумов, А.В. Карпов, М.Х. Мескон, М. Аль-берт, Ф.Хедоури и многие другими. В этих работах в основном рассматрива-ются проблемы власти в фирме: управление персоналом, мотивация деятель-ности подчиненных, лидерство в менеджменте, формирование и развитие формальных и неформальных групп в организации.

В большинстве перечисленных работ указывается, что производитель-ность любой человеческой деятельности зависит, как от умения ее выпол-нять, т.е. приобретенного опыта и квалификации, так и физиологических и психологических факторов: усталости, умения концентрироваться, степенью мотивации, удовлетворенностью работой и т.д. На последний тип факторов наибольшее влияние оказывает причины, имеющие психологическую приро-ду для учета положительного воздействия, которых была разработана в школе управления названая «школа человеческих отношений». Главным психологи-ческим фактором, определяющим деятельность человека, в данном теорети-ческом подходе является мотивация. Степень мотивации является причиной в наибольшей степени определяющим степень психологической готовности (мотивированности) человека к выполнению работы. На мотивацию оказыва-ет влияние множество моментов, в том числе и социальных, одним из кото-рых является проблема лидера. Указанные выше проблемы, несмотря на дос-таточное количество исследований, остаются недостаточно изученными, что и объясняет актуальность данного исследования.

Новизна работы состоит в том, что современные условия требуют ис-следования корреляции стиля формального лидерства и мотивации персона-ла. Это обусловлено не только необходимостью создания перспектив челове-ческого бытия, но и тем, что по мере роста населения и ужесточения пред-принимательской конкуренции, решение всех этих и других проблем будет определяться научным состоянием существую¬щей на тот момент теоретиче-ских концепций управления.

Современный менеджмент персонала основан на национально-региональных концепциях управления: американско¬й, европейской, японской и других. В России происходит адаптация западных методик к отечествен-ным условиям.

Наше исследование представляет собой научно-поисковую и прак¬тическую работу. Анализ теоретического и методического материала, а так же проведенные экспериментальные исследования убедили нас, что преуспе-вающим может быть только тот руководитель, который обладает определен-ными качествами.

Цель – анализ стиля управления формального лидера в организации на мотивацию подчиненных.

Объект исследования – стиль руководства и мотивация работников в организации

Предмет исследования – корреляция стиля руководства и мотивации персонала.

Гипотеза исследования:

1) авторитарный стиль руководства способствует снижению мотивации пер-сонала;

2) демократический стиль руководства способствует повышению мотивации персонала.

В рамках выделенной цели работы определим задачи, обоснование ко-торых на основе анализа теоретического и экспериментального материала яв-ляется решением комплекса вопросов раскрывающих тему проводимого ис-следования:

• рассмотреть теории лидерства в организации лидера;

• рассмотреть стиль руководства и его основные теории;

• рассмотреть теоретические аспекты мотивации и определить основные теории;

• произвести анализ влияния стиля руководства формального лидера в орга-низации на мотивацию подчиненных, что является целью нашей работы;

• организовать и провести психологический эксперимент;

• провести эмпирический анализ полученных экспериментальных данных;

• содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального ис-следования на предмет стиля руководства в организации;

• подтвердить или опровергнуть гипотезу;

• сформулировать основные выводы по работе.

Список литературы

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2000

2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий – М.: Владос, 2000

3. Беляцкий Н.П. Менеджмент: основы лидерства – Мн.: Новое знание, 2002

4. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом – М.: Гелан, 2001

5. Бодалев А.А. Личность и общество. — М.: Речь, 1993

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения – М.: ИНФРА-М, 1999

7. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996

8. Десспер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 1997

9. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования – М.: Речь, 1994

10. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом – М.: ПРИОР, 1998

11. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления – М.: Дело, 1993

12. Журавлева А.Л. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом – М.: ВЛАДОС, 1996

13. Кабанченко Т.С. Психология управления – М.: Педагогическое общество России, 2003

14. Кэнде Г. Развитие и совершенствование служб управления – СПб., Питер, 1998 – 618 с.

15. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный – М.: Наука, 1973

16. Коссов Б.Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя // Психологический журнал. 2001. т.2, №1

17. Китов А.И. Методологические основы психологической теории коллектива // Психологический журнал. 2003, т.5, №2

18. Климов Е.А. Введение в психологию труда - М.: ЮНИТИ, 1998

19. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный – М.: Наука, 1973

20. Коссов Б.Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя // Психологический журнал. 2001. т.2, №1

21. Кравченко И.А. Социология труда в ХХ веке – М.: Академия, 1997

22. Кунц Г., О'Доннел С. Системный анализ и ситуационный подход управленческих функций, т.1,2 – М.: Дело, 2001

23. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия – М.: Аспект Пресс, 2001

24. Линчевский Э.Э. Вопросы торговой психологии – М., ЮНИТИ, 1996

25. Макаров С. Ф. Менеджер за работой – М., Республика, 1998

26. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях – М.: ИМПЭ, 2000

27. Машков В.Н. Психология управления – СПб.: Изд-во Михайловая В.А., 2000

28. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М., Дело, 1993

29. Митчем К. Что такое философия техники: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995

30. Морозов А.В. Деловая психология - СПб.: СОЮЗ, 2002

31. Муздыбаев К. Психология ответственности – М.: Академия, 2003

32. Ниренберг Г., Калеро Дж. Читать человека – как книгу – М.: Олма-пресс, 1993

33. Обозов Н.Н. Психология менеджмента – СПб.: Питер, 1994

34. Осгуд Д. Начни сначала: Практическое руководство по менеджменту личности – СПб., 1992

35. Основы менеджемента // под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999

36. Основы психодиагностики // под ред. Шмелева А.Г. – М.: Феникс, 1996

37. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив – М.: Дело, 2002

38. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — СПб.: Речь, 1999

39. Практическая психодиагностика // под ред. Райгородского А.Г. – Самара, Бахрах,, 2001

40. Практическая психология для менеджеров – Ростов н/Д.: Филинъ, 1997

41. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии – СПб.: Питер, 1999

42. Свеницкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления – М.: НОРМА, 1995

43. Скориков В.Б. Психологические проблемы прогнозирования эффективности работы будущего руководителя – М.: 1999

44. Словарь психолога практика // сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001 – 864 с.

45. Солодкая М.С. К единству социального и технического: проблемы и тенденции развития научных подходов к управлению – Оренбург: Димур, 1997

46. Терещенко В.И. Организация и управление – М.: Старс, 1995

47. Трифильцева Н. Стиль управления и мотивация персонала // Управление персоналом. – 2002. – №12.

48. Управление персоналом // Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина – М.: ЮНИТИ, 2000

49. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики // под ред. Марра Р., Шмидта Г. – М.: изд-во МГУ, 1997

50. Урбанович А.А. Психология управления. Сер. Библиотека практического психолога. – Мн.: Харвест, 2002. – 264 с.

51. Цветаев В.М. Управление персоналом – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.

52. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Щвыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий – Ростов н/Д.: Феникс, 2002

53. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера – М.: Народное образование, 1999

Примечания:

Примечаний нет.