Влияние межличностных отношений на социально-психологический климат коллектива гостиницы «Центральная»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 69  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 7

1.1. Понятие межличностных отношений в организации 7

1.2. Составляющие эффективности групповой деятельности 15

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ ГОСТИНИЦЫ 22

2.1. Общая характеристика социально-психологического климата в организации 22

2.2. Особенности деятельности и общения персонала гостиниц 24

2.3. Влияние межличностных отношений на социально-психологическое взаимодействие в организации 36

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА ГОСТИНИЦЫ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ» 44

3.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 44

3.2. Описание и анализ результатов исследования 49

3.3. Практические рекомендации по улучшению благоприятности социально-психологического климата в коллективе гостиницы «Центральная» 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Введение

В нашей стране социально-психологические проблемы трудового коллектива и управленческое взаимодействие в последнее время начинает привлекать все больший интерес психологов - исследователей. Это обусловлено целым рядом социально - экономических факторов: увеличением количества крупных, средних и малых предприятий и фирм различных форм собственности, ростом конкурентной борьбы на рынке сбыта, все большим осознанием руководителями важной роли психологических факторов в успешности деятельности предприятия (фирмы).

Общий психологический «фон» взаимоотношений на фирме задается, в первую очередь, руководителем. Однако необходим также учет феноменов малой группы – трудового коллектива. От того, какие способы, приемы общения выбираются сотрудниками предприятия, зависит общий психологический климат в коллективе.

Совместная трудовая деятельность сопровождается множественными межличностными контактами людей друг с другом. Следовательно, особую актуальность приобретает изучение качественных характеристик, способов этого взаимодействия, что составляет в целом социально-психологические факторы деятельности трудового коллектива.

В работах ряда отечественных и зарубежных авторов рассматривается целый комплекс факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности трудового коллектива. Так, в работе А.И. Аппенянского «Человек и бизнес. Путь совершенства» анализируются различные аспекты делового общения людей в трудовой деятельности. В работе В.Н.Воронина и Н.П.Зазнобиной «Основы управленческого взаимодействия» рассматриваются факторы эффективного руководства трудовым коллективом. Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе. В работе Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» рассматриваются различные аспекты формирования психологического климата в трудовом коллективе, представлен обширный экспериментальный материал. В работе

Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской «Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты» описываются различные социально-психологические факторы взаимодействия внутри малых групп. Авторы доказывают, что именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. В работе Р.С. Немова «Социально - психологический анализ эффективной деятельности коллектива» автор изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров благоприятности межличностных отношений в группе большинство психологов выделяют понятие «социально-психологический климат». Это понятие используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Изучение социально-психологического климата в коллективе и влияние на него должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

Исследования данных авторов наглядно показывают актуальность и значимость изучения данной области психологии управления. Эффективность управления, в целом, определяет эффективность функционирования организации, предприятия, фирмы.

Изучение социально-психологических проблем трудового коллектива представляет для автора данной работы большой профессиональный и личностный интерес. В частности, по роду профессиональной деятельности в области оказания услуг управленческого консультирования, возникла необходимость изучить специфику влияния межличностных отношений на социально-психологический климат в коллективе гостиницы «Центральная» (г. Ижевск).

В ходе изучения данной проблемы автором предпринята попытка теоретического изучения и описания данной совокупности психологических особенностей совместной трудовой деятельности людей, проблемы выбора оптимального стиля межличностного взаимодействия для успешного решения производственных задач.

Целью работы является изучение влияния межличностных отношений на социально-психологический климат в коллективе гостиницы.

Задачи исследования:

1. Анализ условий и специфики совместной деятельности людей в трудовом коллективе.

2. Социально-психологическая характеристика сферы межличностного взаимодействия работников гостиничной сферы.

3. Исследование влияния межличностных отношений на социально-психологический климат гостиницы «Центральная».

Дипломная работа содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложение. Во введении обосновывается актуальность работы, поставлена цель, определены задачи, сделан краткий литературный обзор по тематике исследования. В первой главе с теоретических позиций рассматриваются межличностные отношения в коллективе организации, составляющие эффективной групповой деятельности. Во второй главе анализируются социально-психологические особенности межличностного взаимодействия работников сферы гостиничного сервиса, проводится изучение особенностей деятельности и общения персонала гостиниц. В третьей главе осуществляется исследование влияния межличностных отношений на социально-психологический климат в организации на примере гостиницы «Центральная» (г. Ижевск). По результатам исследования формулируются практические рекомендации персоналу гостиницы, направленные на оптимизацию сферы межличностных отношений в коллективе.

В работе были использованы следующие методы: теоретические – анализ, синтез, обобщение. Практические – психодиагностические методы (тестирование и анкетирование).

Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций, направленных на оптимизацию сферы межличностных отношений и психологического климата в гостинице «Центральная».

Список литературы

1. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 11-20.

2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 1990.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

4. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М.: «Барс», 1995. - 228 с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.–272 с.

6. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 19S9.

7. Воронин В.Н., Савичев В.Л. Развитие навыков делового взаимодействия. - М.: Изд-во ЦБ РФ., 1994. - 74 с.

8. Вудток М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный мененджер. - М.: Дело, 1991. – 256 с.

9. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979.

10. Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. Чудновского А.Д. - М.: Экмос, 1999. - 352 с.

11. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

12. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. / Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

13. Жуков Л.Я., Петровская Л.А. , Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990.

14. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: Просвещение, 1988. - 215 с.

15. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, I988. С. 19-36.

16. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 1975.

17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Тетра-Системс, 2000. – 432 с.

18. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

19. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5.

20. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.

21. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

22. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. - Кишинев: “Штиинца”, 1991. - 127 с.

23. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

24. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.

25. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. //Вопросы психологии №5, 1995, с. 61 - 68

26. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 1995. С. 154-161.

27. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Изд-во “Союз”, 2000.-576 с.

28. Немов Р.С. Социально - психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 200 с.

29. Обозов Н.Н. Психология делового общения. – СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. - 36 с.

30. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91-101

31. Овчаров А.А. Типы личности и менеджмент // Соционика, психология и межличностные отношения, 2000, №8.

32. Опалев А.В. Умение общаться с людьми: Этикет делового человека. - М.: Дело, 1996. - 142 с.

33. Основы управленческого взаимодействия /Под ред. В.Н.Воронина, Н.П.Зазнобиной. М.: Изд-во ЦБ РФ, 1994. - 66 с.

34. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 528 с.

36. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.

37. Позняков В. П. Психология малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. рея. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. С. 524-532.

38. Позняков В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН. 1992. С. 140-165.

39. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. /Под ред. Р.Я.Райгородского. – Самара; Изд-во Бахрах, 1998. - 672 с.

40. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В Петровского. М.: Педагогика, 1979

41. Психологические аспекты управления. / Под ред. Ф.М.Русинова, В.И.Антонова. - М.: Экономика, 1984. - 160 с.

42. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.

43. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 494 с.

44. Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. – Воронеж, 1995

45. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра-М., 1999. - 224 с.

46. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 512 с.

47. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменении. / Отв. ред. А. Л.Журавлев. М., 1997.

48. Соловьев В.П. Социально - перцептивные факторы руководства первичным трудовым коллективом. // Вестник МГУ. Сер 14, Психология, 1987, №4. С. 23 - 33.

49. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Отв. ред. Е.В. Шорохова. О.И. Зотова. М.: Наука, 1979

50. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство. - М.: Юнити, 1999. - 463 с.

51. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М: Приор, 2000. - 208 с.

52. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура делового обслуживания. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 96 с.

53. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999. - 608 с.

54. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: А/О “Прогресс”, “Прогресс - Интер”, 1993. - 240 с.

55. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: 1995. - 674 с.

Примечания:

Примечаний нет.