Влияние мотивации на успешность профессиональной деятельности медсестер

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 53  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. РОЛЬ МОТИВАЦИИ В УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Анализ психологических теорий мотивации

1.2. Теории мотивации трудовой деятельности 1.3. Соотношение внешней и внутренней мотивации

Введение

Актуальность работы.

Становление личности профессионала, по какому бы типу оно ни протекало, предполагает процесс перестройки мотивационной сферы: одни побуждения приобретают большую значимость, другие теряют ее, превращаясь из идеала в повседневную действительность или уходя совсем из личностной сферы человека.

Таким образом, процесс профессионализации и профессиональной адаптации сопровождается переосмыслением, рефлексией деятельности, что способствует выработке определенных профессиональных стереотипов. По мнению таких авторов как А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Х. Хекхаузен и др., мотивация профессиональной деятельности является одной из основных составляющих успешности профессиональной адаптации и процесса становления личности профессионала.

Повышение профессиональной мотивации и успешности деятельности сотрудников является актуальной научно-практической проблемой. Однако в такой сфере деятельности как здравоохранение, положительная мотивация деятельности персонала во многом способствует повышению благоприятного фона взаимодействия между врачом и больным, влияет на эффективность применения лечебных процедур, что, в конечном счете, способствует снижению летальных исходов заболеваний.

Средний медицинский персонал лечебных учреждений (медицинские сестры) является наиболее многочисленным по составу, принимая на себя наибольшую часть рабочих нагрузок в ходе оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Таким образом, в исследовании путей повышения эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы медицинского учреждения большое внимание необходимо уделять изучению особенностей мотивации и успешности профессиональной деятельности медицинского персонала.

В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д.Карвасарского, Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Г.И.Куценко, Е.И.Сошникова, Б.Н.Минчина, В.П.Рубана, И.Харди, Р.Калимо и др. уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной адаптации медицинских работников к условиям деятельности. В работах Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Р.Конечного, Г.К.Ушакова, М.Боухала, Э.В.Боллза и др. изучаются социально-психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие снижение мотивации, стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации медицинских работников.

Тем не менее, к настоящему времени область психологического содержания профессиональной деятельности, специфика и условия возникновения различного рода профессиональных деформаций личности среднего медицинского персонала лечебных учреждений является мало изученной.

Наряду с изучением негативных аспектов профессиональной деятельности среднего медицинского персонала, нуждаются в изучении факторы, способствующие личностному росту, обогащающие жизненный и профессиональный опыт личности, повышающие успешность деятельности.

По мнению С.Л.Рубинштейна, Э.Ф.Зеера, Э.Э.Сыманюка, Р.Калимо и других авторов, процесс профессиональной адаптации личности является многосторонним процессом, что способствует как развитию приемов и средств деятельности в результате личного вклада индивидуума, так и развитию личностных и профессиональных качеств самого индивидуума в данной деятельности.

Объектом исследования являются медицинские сестры лечебных учреждений.

Предметом исследования являются особенности мотивации и их связь с успешностью профессиональной деятельности.

Целью работы является выявление особенностей мотивации медсестер и взаимосвязи мотивации с успешностью профессиональной деятельности.

Гипотеза работы: Существует взаимосвязь между компонентами мотивации и успешностью медицинского работника в профессиональной деятельности

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ мотивационной структуры личности.

2. Анализ и описание условий деятельности среднего медицинского персонала (медицинских сестер) в условиях лечебных учреждений.

3. Анализ методов исследования мотивации, подбор методов экспериментального исследования мотивации и успешности деятельности медсестер.

4. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – 368 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: ЛПА «Кафедра -М», 1988. – 512 с.

3. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1 №1. С. 19-54.

4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.-158 с.

5. Беляев И.И. Очерки психогигиены. М., 1973. – с. 20.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове-ка. Л., 1988. – 200 с.

7. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М-Воронеж, 1995. - 170 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.

10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - 238 с.

11. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 Т. Т2. – М.: Мир, 1992. – 376 с.

12. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

13. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. - Дубна, 1997.

14. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1987, №4.

15. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И.Божович. - М.: 1972.

16. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестн. МГУ, Сер. 14. Психология, 2000, №2.

17. Калимо Р. Психосоциальные факторы и охрана здоровья работающих: обзор. / Сб. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под ред. Р.Калимо, М.А.Эль-Батави, К.Л.Купера. Изд-во ВОЗ. – Женева: 1989. – 224 с.

18. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань. 1969.

19. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1985. – 412 с.

20. Куценко Г.И., Е.И.Сошников, Б.Н.Минчин Оптимизация труда медицинских работников. // Советское здравоохранение, 1989, №10.

21. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. –276 с.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1975.

23. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971.

24. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 186 с.

25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: 1984.

26. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1990 - 191 с.

27. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.-144 с.

28. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971.

29. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Том 22. № 1.

30. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

31. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.

32. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. С.А.Боровикова. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

33. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Никифорова Г.С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 200 с.

34. Психология экстремальных ситуаций / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480 с.

35. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с.

36. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.

37. Рубан В.П. Этико-деонтологические проблемы медицинских сестер стационара // Главная медицинская сестра. 1999, №0.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб: Питер, 1999. - 467 - 517 с.

39. Степанов В.В. Примерные должностные инструкции персонала стационара. // Здравоохранение, 1997, №8.

40. Тихомирова Л.Ф. О некоторых результатах социологических исследований среди медицинских работников // Здравоохранение Российской Федерации, 1989, №4

41. Урванцев Л.П., Яковлева Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе. // Психологический журнал, 1995, Том 16, №4, с. 98-108.

42. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2.

43. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

44. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Изд-во Академии наук Венгрии, 1981. – 345 с.

45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М.: 1986.

46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

47. Человек, производство, управление: Психологический словарь-справочник руководителя /По ред. А.А.Крылова, В.П.Сочивко. Л.: 1982.–112 с.

48. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. – 310 с.

49. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

50. Эльштейн Н.В. Общемедицинские проблемы терапевтической практики. – Таллинн.: Вангус, 1983. – 276 с.

51. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. – 352 с.

52. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: 1969.

Примечания:

Примечаний нет.