ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 123 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы идентичности личности 5 1.1. Общие теоретические и методологические подходы к изучению идентичности личности 5 1.2. Становление индивидуальной идентичности 30 1.3. Становление социальной идентичности личности и её соотношение с личностной идентичностью 39 Глава II. Идентичность в подростковом возрасте 53 2.1. Анализ становления идентичности подростков 53 2.2. Общение с родителями и его влияние не становление идентичности подростка 61 Глава III. Исследование влияния общения в семье на становление идентичности подростка 80 3.1. Программа исследования влияния общения в семье на становление идентичности подростка 80 3.2. Тренинговая программа по развитию идентичности 85 3.3. Экспериментальное подтверждение полученных результатов 87 Заключение 89 Список литературы 91 Приложение 1. 95 Приложение 2. 100 Приложение 3. 103 Приложение 4. 106 Приложение 5. 108 В общественных науках возрос интерес к теоретическому осмыслению проблем изменения и реформирования общества как целостной и сложной системы. В связи с этим в современном обществе все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности стало одной из главных тем в обществе конца XX столетия . Интуитивно каждый человек сознает, что у него должно быть свое Я, свой собственный путь развития, свои идеалы, цели, устремления. Это личное, собственное для человека, должно быть освоено самим человеком, не навязано извне и должно соответствовать внутренним осознанным и неосознанным потребностям и стремлениям. Когда человек теряет такое чувство, происходит кризис идентичности. Он может быть временным, а может затянуться надолго. Поиск жизненного смысла, обретение своего, а не навязанного Я - сложная задача в повседневной действительности. В период глобальных изменений современный российский человек оказался в ситуации кризиса идентичности. Современный кризис идентичности обнаруживает себя в различных формах: депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, различных формах зависимости и беспомощности, стремления убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, разных формах мистицизма, нигилизма и нарциссизма, в алкоголизме, употреблении наркотиков, сексуальных извращениях. Эта тенденция ведет к негативной автономии, идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствия жизненных планов, т. е. к потери идентичности. Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы "Влияние общения в семье на становление идентичности подростка" актуальной и своевременной. Объект исследования: феномен идентичности. Предмет исследования: влияние общения в семье на становление идентичности подростка. Цель исследования: Проанализировать влияние общения в семье на становление идентичности подростка. Гипотеза исследования: общение в семье влияет на становление идентичности подростка. Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы идентичности личности. 2. Изучить особенности идентичности в подростковом возрасте. 3. Организовать и провести исследование влияния общения в семье на становление идентичности подростка. Методологическую основу исследования составили классические и современные исследования феномена идентичности: Авдеевой Н. Н., Антоновой Н. В., Выготского Л. С., Денисова А. А., Заковоротной М.В., Келасьева В. Н, Кон И. С. и др.При написании работы были использованы также труды по возрастной психологии, материалы научно-практических конференций. В работе использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогических исследований, эмпирические методы - опросы родителей и детей, тестирование родителей и детей, беседа и экспериментальная работа, направленная на коррекцию идентичности, количественный и качественный анализ результатов исследования. 1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 3-13. 2. Айвазова А.Е. Практические аспекты семейной психокоррекции при нарушениях социальной адаптации у подростков // Университетские чтения 2006. Симпозиум 2. - Сек. № 2-4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pn.pglu.ru/ 3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. - 488с. 4. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 131-143. 5. Баразгова Е. С. Американская социология традиции и современность. - Екатеринбург: СПК ИНФО, 1997. - 352 с. 6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прай-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320с. 7. Богданов Ю.М. Социальное развитие подростка // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medolina.ru 8. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2-х ч. - М.: Мысль, 1994. Ч. 1. - 478 с. 9. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. Т.4. - М.: Наука, 1984. - 442 с. 10. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. в 6-т. Т. 3. - М.: Наука, 1984. - 398 с. 11. Выготский Л. С. Мышление и речь. В 2-х т. - М.: Наука, 1982. Т. 1. - 468 с. 12. Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Наука, 1988. - 318 с. 13. Денисов А. А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rl-online.ru/index.php 14. Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры субъективной реальности // Вопросы философии. - 1979. - № 3. - С. 58. 15. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка // Автореф. канд. дис. - Нижний Новгород, 2000. - 14 с. 16. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов - н/Д.: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 183 с. 17. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М.: Мысль, 1984. - 488 с. 18. Йоманс. Э. Психосинтез и другие интегральные техники. - М.: СФЕРА, 1997. - 328 с. 19. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М.: Наука, 1988. - 510 с. 20. Келасьев В. Н. Проблема самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. - СПб: ВЕЧЕ, 1997. - 416 с. 21. Кон И. С. В поисках себя. - М.: Просвещение, 1984. - 326 с. 22. Кон И. С. Открытие Я. - М.: Просвещение, 1978. - 288 с. 23. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 376 с. 24. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Просвещение, 1988. - 446 с. 25. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. - М.: Мысль, 1980. - 380 с. 26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1975. - 316 с. 27. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - №5. - 2002. - С. 135. 28. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 1998. - №2. - С. 43-54. 29. Мамбеева А. С. Изучение российской этнической самоидентичности. - М.: ПРОГРЕСС, 1995. - 168 с. 30. Мерлин В. С. Проблемы экспертной психологии личности. - Пермь, 1970. - 424 с. 31. Мухина В. С. Близнецы. - М.: Мысль, 1969. - 412 с. 32. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - №2. - 1995. - С. 118. 33. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - №1. - 2000. - С. 138. 34. Поливанова К.II. Психология возрастных кризисов. - М.: ACADEMIA, 2000. - 356 с. 35. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М.: Просвещение, 1966. - 418 с. 36. Психология межличностного познания. - М.: Просвещение, 1981. - 310 с. 37. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с. 38. Развитие национальной, этнолингвистическое и религиозной идентичности у детей и подростков / Отв. ред. М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. - М., Издательство Института психологии РАН, 2001. -196 с. 39. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростка // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 39-48 40. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Наука, 1957. - 422 с. 41. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1973. - 452 с. 42. Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 21-35; 43. Флоренский П. Столп и утверждение истины. В 2.т. - М.: Наука, 1990. Т.1. - 446 с. 44. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе Я подростка // Психоаналитический вестник. - Вып. 10. - М.: Гуманитарий, 2002. С. 100-115. 45. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Наука, 1992. - 460 с. 46. Хухлаева О. В. Психология подростка. - М.: Академия, 2004. - 160 с. 47. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: СФЕРА, 1996. - 418 с. 48. Эриксон Э. Молодой Лютер. - М.: Просвещение-АСТ, 1996. - 348 с. 49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338 с. 50. Ядов В. А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) // Проблемы теоретической социологии. - СПб.: Гардарика, 1994. - 480 с. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: