Влияние особенностей семейного воспитания на соматическое здоровье ребенка

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

1.1. Современная семья, ее структура и функции

1.2. Современное состояние изучения проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в семье

1.3. Стили семейного воспитания и возможные варианты развития личности

1.4. Анализ подходов к психотерапии и психологическому консультированию семьи

ГЛАВА 2. ПАТОЛОГИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НЕГАТИВНЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

2.1. Понятие «здоровье»

2.2. Теоретические основания психосоматической медицины

2.3. Синдромный подход к изучению психосоматических расстройств

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Описание методов исследования

3.2. Описание испытуемых

3.3. Описание этапов исследования

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность работы. Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.

Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др.

В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности.

В то же время недостаточно изученным представляется вопрос о влиянии особенностей семейного воспитания и стиля взаимодействия «родитель-ребенок» на соматическое здоровье ребенка.

Между тем, в рамках концепции психосоматической медицины, в исследованиях В.Н.Мясищева, Г.К.Ушакова, Э.Г.Эйдемиллера, А.Лоуэна и других авторов четко прослеживается тесная взаимосвязь соматического и психологического здоровья личности. Так, различные невротические расстройства, стрессовые ситуации могут значительно ослаблять сопротивляемость организма к заболеваниям, а длительное нервно-психическое напряжение может проявляться в форме необратимых биологических изменений в организме.

Повышение ресурсов адаптации организма и личности ребенка к социальной среде, таким образом, немыслимо без изучения факторов, негативно влияющих на здоровье. В рамках данной дипломной работы автором предпринята попытка сопоставления особенностей семейного воспитания в семьях здоровых и часто болеющих детей подросткового возраста.

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния ряда семейных факторов на соматическое здоровье подростков в связи с задачами дифференциации и повышения эффективности психопрофилактики, психокоррекционных мероприятий.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретической литературы по теме.

2. Обследование родителей на основе опросника.

3. Статистическая обработка данных исследования.

4. Изучение особенностей семейных взаимоотношений в группах здоровых и часто болеющих детей.

5. Выработка психолого-педагогических рекомендаций родителям и педагогам по данным исследования.

Объект исследования – показатели общего соматического здоровья ребенка.

Предмет исследования – особенности семейного воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций родителям и воспитателям по построению оптимальных взаимодействий с детьми, в проведении семейного консультирования по результатам исследования.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Педагогика, 1993.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.

4. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92.

5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-и т. - М., 1982.

6. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.

7. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога - консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3, с. 38 - 45.

8. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский Университет», 1999.

9. Культура семейных отношений. Сб. статей. - М., 1985.

10. Ллойд де Моз Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

11. Лоуэн А. Язык тела / Пер с англ. Н.Б.Буравовой - СПб.: «Академический проект», 1997.

12. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997.

13. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986.

14. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации. - Л.: 1976.

15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ ЛТД., 1992

17. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-Бук», 1997.

18. Ротенберг. В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической медицины. // Вопросы психологии. №6, 1989. С. 22 - 28.

19. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогик - Пресс, 1992. - 192 с.

20. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалии личности. В сб. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: 1981, 96 с.

21. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: СВР - Аргус, 1995. - 360 с.

22. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.

23. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.

24. Уоллен С., Р. Ди Гуссеп, Р.Уэсслер. Рационально-эмотивная терапия: когнитивно-бихевиоральный подход. М.: Институт гуманитарных знаний, 1997.

25. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина. - 1987. - 2-е изд.

26. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997.

28. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 45 - 56.

29. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

Примечания:

Примечаний нет.