Влияние особенностей темперамента на школьную дезадаптацию в подростковом возрасте

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 121  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Темперамент и деятельность 6

1.1. Теории темперамента в современной психологии 6

1.2. Психологическая характеристика темпераментов 19

1.3. Темперамент и деятельность 26

1.4. Учебная деятельность школьников подросткового возраста 32

Выводы по первой главе 40

ГЛАВА II. Особенности темперамента и школьная дезадаптация 42

2.1. Школьная дезадаптация: подходы к изучению, причины и

факторы ее определяющие, критерии проявления 42

2.2. Темперамент как причина школьной дезадаптации 58

Выводы по второй главе 61

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное исследование влияния

особенностей темперамента на школьную дезадаптацию

в подростковом возрасте 62

3.1. Постановка проблемы, организация, методы и методики исследования 62

3.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по исследованию

влияния особенностей темперамента на школьную дезадаптацию

в подростковом возрасте 66

3.3. Программа коррекции учебной деятельности при наличии

школьной дезадаптации в подростковом возрасте 74

Выводы по третьей главе 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

ЛИТЕРАТУРА 93

ПРИЛОЖЕНИЯ 97

Введение

Проблема темперамента занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма; так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент выступая как биологический фундамент определяет формирование личности как социального существа. Темперамент представляет собой индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Нет лучших и худших темпераментов - каждый из них имеет вои положительные стороны и главные усилия должны быть направлены на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Немало важную роль тип темперамента оказывает на успешность (неуспешность) учебной деятельности учащихся в школах, что лежит в основе его школьной дезадаптации.

Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

2. Аракелов Г.Г. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. //Вестник Московского университета, серии 14, № 1, 2000.

3. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - Харьков, 1958.

4. Баженов Б.Г. Воспитание запущенных подростков. - Киев: Радянская школа, 1986.

5. Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. - М., 2000.

6. Введение в психологию. /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

7. Великанова А.П. Факторы психологического и социального риска нарушения состояния детей и подростков. Материалы конгресса педиатров России. - М., 2001.

8. Виленская Г.А., Сергиенко Е.А. Роль темперамента в развитии, регуляции, поведения в раннем возрасте. //Психологический журнал, № 3, 2003.

9. Виркунен К. Учение о темпераментах. //Образ и культура. № 4, 2003.

10. Виркунен К. Учение о темпераменте //Частный школьник, № 6, 2000.

11. Виркунен К. Учение о темпераменте. //Частный школьник, № 6, 196.

12. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М., 2000.

13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.

14. Гиппенрейтер Ю., Реманова В. Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во Московского университета, 2001.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000.

16. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадпативный подросток: нейропсихологический подход. //Психологическая наука и образование, № 2, 2001.

17. Гордеева А. Экология образовательной среды (дезадаптированных детей) //Воспитание школьников, № 2, 2003.

18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 2001.

19. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991.

20. Зимбардо Ф. Застенчивость. /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991.

21. Игнатьев Е.И. Психология. - М., 2002.

22. Иовчук Н.М., Северный А.А. Что такое школьная дезадаптация. Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, преодоление. - М., 1995.

23. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии, № 4, 1984.

24. Калмыкова З.И., Кулагина И.Ю. Отстающие в учении школьники. - М., 2000.

25. Климов Е.А. индивидуальный стиль деятельности от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1969.

26. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 2001.

27. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.

28. Кораблина Е. Ронгинский М. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. - СПб., 2002.

29. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

30. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993.

31. Мерлин В.С. Общая психология. - М., 2000.

32. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. - М., 2001.

33. Михайлова Н.В. Школьная дезадпатция. //Школа здоровья, № 3, 2003.

34. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2002.

35. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика 1990.

36. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2000.

37. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. - М., 1985.

38. Общая психология. Курс лекций. /Сост. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2000.

40. Основы психологии. Практикум. /Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2001.

41. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полное собрание. Т. 3, кн. 2. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

42. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.

43. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987.

44. Прихожан А.М. Школьная тревожность и ее коррекция. Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990.

45. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. Психологические проблемы повышения обучения и воспитания. - М., 1984.

46. Психогигиена детей и подростков. /Под ред. Сердюковской Г.Н., Гельница Г. - М., 1985.

47. Психология индивидуальных различий. Тесты. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

48. Рабочая книга практического психолога. /Под ред. Бадалева А.А., Деркача А.А., Лаптева Л.Г. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003.

49. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.

50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т. 1-2. - М., 1995.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - Т. 1. - М., 1989.

52. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М., 1979.

53. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. //Вопросы психологии, № 11, 1985.

54. Сапожников Л.С. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении. Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси, 1974.

55. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки СССР. Вклад И.М. Сеченова, И.П. Павлова. - М., 1975.

56. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. /Под ред. Циркин С.Ю., СПб.: Питер, 2001.

57. Ставцева В.В. Отстающий учение: почему он отстает? //Открытая школа, № 5, 2004.

58. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 2000.

59. Степанова С. Школьная дезадаптаци. //Школьный психолог, № 12, 2004.

60. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс. 1982.

61. Теплов Б.М. Исследования свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1985.

62. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека //Вопросы психологии, № 1, 2000.

63. Трошин В.А. Темперамент - что это? -

64. Чехов А.П. Темпераменты. - М., 1960.

65. Ширстов АюМ. Клинико-функциональная характеристика здоровья и адаптации школьников, прогноз, профилактика их нарушений. - Иванова, 2001.

66. Юферен Т.И. Диагностико-коррекционная работа школьного психолога с проблемными учениками четвертых классов. Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990.

Примечания:

Примечаний нет.