Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ НА ЛИЧНОСТЬ 7

1.1. Сущность психотравмирующей ситуации, подходы к анализу 7

1.2. Личностные последствия влияния психотравмирующей ситуации 23

1.3. Жизненная перспектива личности – сущность и структура 33

ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ЛИЧНОСТЬЮ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ 42

2.1. Описание выборки испытуемых и методов исследования 42

2.2. Описание результатов исследования 46

2.3. Подходы к когнитивной терапии постстрессовых состояний 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Введение

Актуальность работы.

Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Особенности личностной, профессиональной адаптации, взаимоотношения в коллективе в данной системе во многом способствуют гармонизации или ухудшению самовосприятия личности.

Значительное место среди негативных эмоциональных состояний занимают последствия психотравмирующей ситуации. Психосоциальныс стрессы и последствия чрезвычайно сильных стрессовых ситуаций действуют продолжительное время, постоянно или часто повторяются. Несмотря на то что существует много путей использования человеком собственных резервов адаптации, предъявляемые требования могут превышать пределы этих резервов и его способ адаптации может оказаться малоэффективным, а в конеч¬ном итоге стать источником новых проблем. В результате могут проис¬ходить нарушения психологических и поведенческих функций. Ранними их симптомами являются такие неприятные ощущения, как возбуждение, беспокойство, напряженность и депрессия. За ними могут последовать когнитивные нарушения, личностные расстройства.

Кризисные ситуации, переживаемые человеком, во многих случаях не только потенцируют развитие психических и поведенческих расстройств, но и изменяют жизненный путь и личностную перспективу, а также деформируют картину жизни человека. Этот сценарий развития особенно характерен для социально детерминированных и внезапно возникших стрессовых ситуаций глобального масштаба.

Конец XX-начало XXI века оказались наполнены экстремальными для человека событиями - стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, военные конфликты, терроризм, - все это и многое другое вошло в нашу повседневную жизнь. Эти события характеризуются, прежде всего, сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

Для психологической науки эта проблема в последнее десятилетие приобрела особую актуальность. Все чаще пациентами психиатрических и психосоматических стационаров становятся лица, пережившие различного рода катастрофы, стихийные бедствия и т.п. Основываясь на данных статистики и анализируя динамику нарастания психических и поведенческих расстройств в этой популяции, следует ожидать дальнейшего увеличения этой категории пациентов. Мировая статистика по стихийным бедствиям, катастрофам и боевым действиям подтверждает это своими цифрами: нервно-психические расстройства, в зависимости от экстремальности ситуации, как правило, составляют 10-25% от общего количества вовлеченных в эти события людей.

Ряд ученых (Александровский Ю.А., Фридман М., Бланк А.) отмечают широкую распространенность и своеобразную неуязвимость психических расстройств, особенно связанных с тяжелыми потерями (травма, связанная с борьбой за жизнь, потеря близких и друзей) от лечебного и психокоррекционного воздействия. Даже успешные психологические условия реадаптации и психотерапевтическая помощь специалистов не исключают возможность и вероятность возникновения психосоматических расстройств и негативных психологических реакций в будущем у лиц, переживших психотравмирующий стресс.

Яркими примерами могут являться Чернобыльская авария, теракты, локальные войны и т.п. Авария на ЧАЭС явилась массовой катастрофой, ее ликвидаторы попали в эпицентр событий, в полной мере не оценивая последствий радиационного излучения для собственного здоровья. В частности, авария на ЧАЭС — это историческое событие, которое стало для ее ликвидаторов и лиц, вовлеченных в эти события, биографическим и повлияло на их дальнейшую судьбу и мировосприятие.

Среди особой категории личностных нарушений отмечается нарушение жизненного целеполагания, построения системы жизненных целей. Категория внутреннего противоречия и ее анализ получили достаточно широкое отражение в психологической литературе (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Е.И. Рогов, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова и др.). В этих работах неоднократно отмечалось, что "движение" личности обеспечивается разрешением не только социально обусловленных, но и "локализованных" в ее внутреннем мире противоречий. Причем основой развития личности всегда будут внутренние противоречия, а внешние условия могут стать лишь причиной изменений. Разработка проблемы внутренних противоречий также тесно связана с исследованиями внутренних конфликтов и кризисов личности в отечественной и зарубежной психологии (З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др).

Объектом исследования являются лица, подвергшиеся психотравмирующему стрессовому воздействию.

Предмет исследования – изменение жизненной перспективы личности как результат воздействия психотравмы.

Целью исследования является изучение специфики влияния последствий психотравмирующей ситуации на жизненную перспективу личности.

На основании анализа психологической литературы и эмпирических исследований сформулированы следующие задачи:

1. Дать определение психотравмирующей ситуации (структура ситуации, типы ситуации).

2. Построить теоретическую модель личности человека, пережившего психическую травму.

3. Подобрать эмпирическую базу исследования и дать ее описание.

4. Спланировать и провести эмпирическое исследование - влияние психотравмирующей ситуации на жизненную перспективу личности.

5. Построение эмпирической модели личности, пережившей психическую травму, на основе эмпирически полученных данных.

6. Описать изменения жизненной перспективы личности и построить их классификацию.

7. Выработать рекомендации практическим психологам для работы с людьми, пережившими психотравмирующую ситуацию.

Методический замысел данной работы заключался в следующем:

1) На основании изучения первоисточников, учебно-методической литературы выявить особенности проявления личностных расстройств в результате психотравмирующей ситуации.

2) На экспериментальной выборке, составляющей 5 человек, обследованных в процессе изучения реальных проявлений личностных изменений, на основании бесед, анкетирования, изучения результатов психодиагностики выявить классификацию и специфику личностных нарушений в результате психологической травмы.

Для решения эмпирических задач использовались следующие методы:

а) Анкетирование

б) Беседа

в) Личностные опросники УСК, Шкала ценностных ориентаций методика Фанталовой

Список литературы

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. –М.: Феникс, 1997.

2. Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости. / А. В. Андрющенко // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2000. - №4.

3. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.Н. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // Дети России; насилие и защита. - М., 1997, -С. 149-152.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1986. -422с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968-343 с.

6. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н, Последствия посттравматического стрессового расстройства и другие стрессовые реакции у детей // Семейная психология и семейная терапия, - 1998, - № 3. - С. 96-99.

7. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н. Посттравматическое стрессовое нарушение: клиника, диагностика, классификация и лечение - М., 1994.

8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. -М., 1988. - 207 с.

9. Василюк Ф, Пережить горе // О человеческом в человеке, - М., 1991. -С. 32-34.

10. Гаджиева А.М. Лечение посттравматического стрессового расстройства //Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры общей психологии «Психология XXI века». Выпуск 1. Научный редактор: Кислова Г.И., Махачкала, 2005

11. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика., -Н.Новгород: НГМА, 2000, с.39-43.

12. Голик А.Н. Насилие над ребенком и коморбидные психические расстройства (социально-психиатрический анализ) // Дети России; насилие и защита, - М, 1997. - С. 37-40,

13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. –СПб.: Знание, 1998.

14. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - С. Петербург, 1995. - 192 с.

15. Калмыкова Е. С., Миско Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал.- 2001.- N 4. - С. 70-80.- Библиогр.: с. 79-80.

16. Каннабих Ю.В. История психиатрии. – Москва: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – 560 с.

17. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиничекая психиатрия. Пер. с англ. Т.1. –М., 1994, 671с.

18. Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2002. - Т.102. №12. - С.56-62.

19. Клиническая психиатрия./Под ред. Т.Б. Дмитриевой. -М.: ГОЭТАР МЕДИЦИНА, 1999, С.112-113.

20. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - Шанс, 1992.

21. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М., Политиздат, 1984.

22. Кохут Х. Восстановление самости. –М.: Когито-Центр, 2002.-316с.

23. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

24. Краснянский А.Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных конфликтов // Синапс. - 1993. - №3. - С.14-35.

25. Крокк Л., Обзор последствий психических травм. Травматические неврозы, состояние посттравматического стресса и другие последствия .// Медицинская психология. - Париж, 1992. - С, 45-52.

26. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2000, с.224.

27. Лакосина Н.Д., Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности. Клиника и лечение. –М., 1994, 192с.

28. Лейбин В. Психоанализ., -СПб.: Питер, 2001.

29. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вести. Моск. Ун-та. Сер 14, Психология. 1996. N° 4. С..26— 35.

30. Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. №2. - С. 15-25.

31. Медынская Ю. С. Основные теоретические подходы к проблеме посттравматического стресса. М., 1998.

32. Международная Классификация Болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10). Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. –СПб.: Оверлайд, 1994.

33. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения., -М.: «МЕДпресс»,2001,с.13-19, 91.

34. Налчаждян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). -Ереван: АН АрмССР, 1988.-236с.

35. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб.: Речь, 2001.

36. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии.- 1975.- № 3. С. 26-38.

37. Психиатрия. Под.ред.В.П. Самохвалова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2002,с.374.

38. Психология самосознания. Хрестоматия. –Самара: БАХРАХ-М, 2000. -176с.

39. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.

40. Райх В. Характероанализ. –М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999, С. 154-180.

41. Романова E.Г. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи: Талант, 1990.-144 с.

42. Рыбалко В. В. Индивидуально-психологические предпосылки возникновения стрессовых состояний и их психопрофилактика у школьников // Психология травматического стресса сегодня. - Киев, 1992.-С. 45-58.

43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

44. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. –М.: Медицина, 1982. –с.227-230.

45. Смулевич А.Б. Психогенные заболевания. Психопатии// Руководство по психиатрии. –М., 1983 –Т.2.-с. 342-441.

46. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. -М.: ИПП-ИСП, 2000, с.13-26.

47. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. –М.: МГУ, 1980.

48. Соколова Е.Т. Самосознание при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.

49. Социальная психология. Хрестоматия. –М.: Аспект Пресс,2000, с.349.

50. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб: Питер, 2001.

51. Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. - 1996. - № 1 (2). - С. 26-29.

52. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Cиндром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. №2. - С.14-26.

53. Тегранян Р.А. Стресс и его значение для организма. –М.: Наука, 1988.

54. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -М., 1997.

56. Черепанова Е.М, Психологический стресс: помоги себе и ребенку. -М, 1997. -89 с.

Примечания:

Примечаний нет.