Влияние родительского отвержения в детстве на особенности личности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 84  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния родительского отвержения на развитие личности 6

1.1. Личностное развитие младшего школьника 6

1.2. Семья и влияние семейного воспитания на жизнь ребенка 25

1.3. Родительское отвержение и его влияние на личность младшего школьника 36

Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи личности ребенка и родительского отвержения 42

2.1 Цель и задачи описание выборки эксперимента 42

2.2. Описание методик эксперимента 43

2.3 Проведение эксперимента, обработка результатов экспериментов по выявлению особенностей личностного развития ребенка и интерпретация данных 67

Заключение 79

Список литературы 81

Введение

Введение

Актуальность исследования.

Социальная значимость исследования заключается в том, что определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья была и остается важнейшим фактором развития и становления личности растущего человека. Влияние стилей взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь.

Теоретическая значимость и теоретическая основа исследования. Российские психологи (Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Мухина В.С., Рубенштейн Л. и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе этого усвоения происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется их психическое развитие и формирование личности. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (Буянов М., Гиппенрейтер Ю., Захаров А., Матейчик З., Снайдер Р., Спивковская А. и др.).

Практическая значимость исследования определяется тем, что недостаточно изученной остается проблема влияния родительского отвержения на уровень психологического развития и особенности личности младших школьников. Этим и объясняется выбор темы нашего исследования, проблемой которого заключается в определении влияния психологической атмосферы в семье на особенности личности младших школьников.

Противоречие исследования определяется тем фактом, что с одной стороны, семья оказывает определяющее воздействие на формирование личности ребенка, с другой стороны при родительском отвержении, влияние семьи становится гораздо менее значимым, и определяющее воздействие на формирование личности ребенка оказывают другие факторы.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – особенности личности младших школьников.

Предмет исследования – влияние родительского отвержения на особенности личности младшего школьника.

Гипотеза исследования: Родительское отвержение в детстве оказывает отрицательное влияние на формирование личностных качеств младших школьников.

Методики исследования:

Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Рисунок семьи (для детей с родительским отвержением)

Многофакторный личностный опросник Кеттела (детский вариант)

Задачи исследования:

• анализ психологической литературы по проблеме исследования;

• изучение влияния родительского отвержения на развитие личности младшего школьника;

• анализ личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте;

• побор адекватных методов исследования и их обоснование;

• проведение экспериментального исследования;

• обработка результатов исследования;

• интерпретации результатов эксперимента;

• проверка гипотезы эксперимента;

• подготовка выводов по теоретической и экспериментальной частям исследования.

Научная новизна исследования. В дипломной работе обобщены и систематизированы результаты различных научных работ, отражающих теоретические, прикладные и практические аспекты отечественных и зарубежных исследований по проблеме детско-родительских отношений в семьях с родительским отвержением.

Положения, выносимые на защиту.

1. Младшие школьники, которые воспитывались в семьях с родительским отвержением и младшие школьники, которые воспитывались в нормальных семьях, значительно отличаются друг от друга. Родительское отвержение оказывает отрицательное влияние на формирование личности младшего школьника

2. Родительское отношение является сложным многомерным образованием, включающим в себя три структурных компонента: принятие либо отвержение ребенка; межличностную дистанцию; форму и направление контроля за поведением ребенка. Каждое из этих измерений представляет собой сочетание эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношений. Существует определенная динамика взаимосвязи родительских отношений и социальной активности детей младшего школьного возраста.

3. Особо важное значение для формирования личности ребенка будет иметь комплексное влияние родительского отношения отца и матери.

Список литературы

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология – М.: Академия пресс, 2000. – 624 с.

2. Акопов Г.В., Бычкова Н.Л. Исследование динамики смысло-жизненных ориентаций – М., МГУ, 2001 – 464 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: изд-во Московский Психолого-Социальный Институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 282 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2000. – 389 с.

5. Басова Н.В, Педагогика и практическая психология – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 416 с.

6. Бреева Е.Б. Ребёнок в обществе. М.,2001. – 153 с.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Медицина, 1986. – 211 с.

8. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки – М.: Смысл, 2000. – 146 с.

9. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МЕДОК, 1998. – 314 с.

11. Блонский П.П. Психология младшего школьника – М.: НИИ Психологии АН РФ, 1997. – 401 с.

12. Варга А.Я. Человек родился: Популярная психология для родителей // под ред. А.С. Спиваковской – СПб., Питер, 1997. – 640 с.

13. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик – М.: Психология и педагогика, 1984. – 244 с.

14. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002. – 205 с.

15. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. - 188 с.

16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Педагогика-пресс, 1997. - 220 с.

17. Гарбузов В.И. , Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. С. 39-41

18. Гинзбург Р.М. Психологическое содержание жизненного поля деятельности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3

19. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., Творчество и преодоление стереотипов – СПб.: Дидактика – Плюс, 1994. – 367 с.

20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: НПО «Образование», 1996. – 208 с.

21. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология – М.: Психология и педагогика, 1979. – 418 с.

22. Еникеев М.И. Общая и социальная психология – М.: ИНФРА-М, 2000. – 624 с.

23. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков – М.: Академия Пресс, 1998. – 521 с.

24. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990, №1(3). – С. 19 – 23.

25. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.; Тривола, 1994. – 304 с.

26. Зырянова Н. Нужна ли ребенку помощь родителей? // Школьный психолог. 1999. №3

27. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии – № 1, 1992

28. Караковский В.А., Новикива Л.И., Селиванва Н.Л. Воспитание? Воспитание … воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем – М.: Новая школа, 1996

29. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. №3

30. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие – М., 1991. – 188 с.

31. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.

32. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 191 с.

33. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. – 410 с.

34. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - Москва, 2001. С.110-130

35. Куницина В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя // в хрестоматии «Психология личности в трудах отечественных психологов» // ред.-состав. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2001

36. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.

37. Массен П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. – Москва, 1997

38. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997. – 385 с.

39. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников – М., Образование, 1984. – 319 с.

40. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника – М., 1976. – 366 с.

41. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. Диагностико-коррекционный аспект. Москва – Воронеж, МПСУ, 2000. – 184 с.

42. Морозли И.Б., Гребенюк О.Б. Интеграция мотивационной и эмоциональной сфер индивидуальности школьника // 1 сентября. 2000. №3

43. Морянова Н.П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1999. – 21 с.

44. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Знание, 1983. – 580 с.

45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: ИНФРА-М, 1997. – 611 с.

46. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 1998. – 348 с.

47. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 427 с.

48. Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: Академия, 2001. - 264 с.

49. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.

50. Осорина М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых – СПб.: Михайлов, 1999. – 429 с.

51. Петровский А.П. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентаций в обыденном сознании – М., 2003. – 440 с.

52. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 606 с.

53. Практическая психология для детей и родителей // под ред. Тутушкиной М.К. – СПб., Дидактика Плюс, 2000. – 349 с.

54. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Творческий центр, 1998. – 280 с.

55. Прихожан А.М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Психология и педагогика, 1987. – 693 с.

56. Психология. Учебник – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - 538 с.

57. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского; – НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 327 с.

58. Психология развития // Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 551 c.

59. Психология человека от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2002. – 211 с.

60. Раттер М. Помощь трудным детям – М.: Психология и педагогика, 1987. – 427 с.

61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – СПб.: Пите, 1998. – 683 с.

62. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.

63. Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослыми на эффективность обучения школьников // Вопросы психологии. – 1980. №5

64. Социальная педагогика / под ред. Никитина В.А. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 317 с.

65. Хансхайнц Р. Воспитание без огорчений – М.: Семья и школа, 2000. – 180 с.

66. Шаграева О.А, Детская психология: теоретический и практический курс– М.: ВЛАДОС, 2001. – 311 с.

67. Шакуров Р.Х. Коррекция эмоциональной мотивационной учебной деятельности // Вопросы психологии. 1997. №11

68. Шевардин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: ВЛАДОС, 1997. – 515 с.

69. Эльконин Д.Б. Детство и общество – СПб.: Питер,1996. – 440 с.

70. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва – Воронеж, 1997. – 216 с.

71. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996. – 130 с.

72. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание – М.: Медицина, 1976. – 613 с.

Примечания:

Примечаний нет.