Влияние самооценки на профессиональные качества менеджера по туризму

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 84  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ 6

1.1. Проблема самооценки в трудах отечественных и зарубежных исследователей 6

1.2. Профессионально значимые качества менеджера по туризму 20

1.3. Влияние самооценки на профессиональную деятельность менеджера по туризму 40

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВЫЖНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ 47

2.1. Цель, гипотеза, задачи исследования 47

2.2. Описание методик исследования 48

2.3. Анализ полученных результатов 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Введение

Актуальность. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, ключевым значением самооценки среди личностных образований, обусловливающих многие поведенческие и индивидуально-психологические особенности человека, его взаимоотношения с окружающими людьми. Однако, несмотря на значительное число исследований самооценки, современная психология скорее свидетельствует о сложности строения и детерминации этого образования, чем о достаточности накопленных знаний.

Туристический бизнес, как динамично развивающийся вид деятельности в нашей стране, испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах, в частности, менеджерах по туризму. Менеджер по туризму, являясь субъектом трудовой деятельности, как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: самооценка, мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности. Для того, чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, менеджеру необходим набор профессионально значимых качеств личности.

Цель работы - исследовать влияние самооценки на профессиональные качества менеджера по туризму.

Данная цель предопределила постановку следующих задач:

" исследовать проблему самооценки в трудах отечественных и зарубежных исследователей

" выделить профессионально значимые качества менеджера по туризму

" рассмотреть влияние самооценки на профессиональную деятельность менеджера по туризму

" провести практическое исследование влияния самооценки на профессионально значимые качества менеджера по туризму.

В качестве гипотезы исследования послужило предположение о том, что уровень самооценки оказывает влияние на такие личностные качества, как коммуникативная компетентность, эмпатия и локус контроля.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Наиболее полную разработку теоретические аспекты проблемы самооценки нашли в отечественной психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной - У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Методы и методики исследования.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по исследуемому вопросу; эмпирические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, индивидуальные беседы; количественный и качественный анализ.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методики:

" для исследования самооценки испытуемых - модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн;

" Для исследования уровня эмпатии (т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей) мы использовали методику Бойко В.В.

" Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.) мы использовали методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенную Б. А. Федоришиным.

" Для диагностики парциальных шкал локуса контроля мы использовали методику "диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности" (Е.Ф. Бажин. Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)

Новизна работы. В данной работе мы предприняли попытку соотнести показатели самооценки с коммуникабельностью и коммуникативно-организационными качествами личности, являющихся профессионально важными для менеджеров по туризму.

Теоретическое значение. Данное исследование позволит уточнить значение самооценки личности и ее влияние на эффективность профессиональной деятельности менеджера по туризму.

Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать в практике подготовки и обучения менеджеров по туризму, проведения семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, а также при наборе персонала.

Список литературы

1. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992г. // Социальная работа. - 1992. -Вып.6.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М.,1976.- 286 с.

3. Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 17 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.; Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.

5. Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом "Бахрах", 2003.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М,1995. - 272 с.

7. Бодалев А.А. О предмете акмеологии.//Психол. журн.- М.,1993.-N5.- С.73-81

8. Бодалёв А.А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы// (Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика Алексея Александровича Бодалева). - М., 1998.

9. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А.. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена// Психосемантика// Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1, с.91-103

10. Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол. 1971. № 3. С. 138-143.; Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 62-72.

11. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес. - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - С. 152.

12. Гульянова Н.А.. Освязи самоприятия и осознания Я - образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та //сер.14//психология,2001 г., №3, с.68-75

13. Деркач А.А., Евсеев А.В., Мусатов М.И. Модель социально-перцептивной компетентности современного руководителя // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика Алексея Александровича БОДАЛЕВА). - М., 1998.

14. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993.

15. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993.- 49 с.

16. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы.-РАГС,1994.-267 с.

17. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 90-99.

18. Захарова А. В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1986. № 1 (34). С. 41-43.

19. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки //Впросы психологии, 1988. - №9.

20. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб.пособие.-М.:МГУ,1995.-224 с.

21. Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции пилота: Автореф. канд. дис. Л., 1984.

22. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96

23. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96

24. Краткий психологический словарь. - М., 1985.

25. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - С.-Пб.,1993.- 63 с.

26. Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе "человек - человек"/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 .

27. Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. М., 1968. 35 с.

28. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995.

29. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999. - С. 639-640

30. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопр. психол. 1975. № 3. С. 62-72.

31. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. -285 с.

32. Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. канд. дис. М., 1985.

33. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1. 407 с.; Т. II.

34. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2004.

35. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

36. Шафажинская Н.Е.// Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М., 1986 ., с.22

37. Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом "Бахрах", 2003.

Зарубежная литература

38. Coopersmith S. The antecendents of self-esteem. San Francisco: Freeman, 1967.

39. Kelly N. N. Atributional theory in social psychology // Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, 1967.

40. Rogers C. R. Client-centered therapy. Boston, 1951.

41. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. N. Y.: Princeton Univ. Press, 1965. 326 p.

42. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. N. Y.: Princeton Univ. Press, 1965. 326 p.

Примечания:

Примечаний нет.