ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ НА ФОРМУ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ДЕЛИНКВЕНТОВ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМООТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

1.1. Самоотношение и самосознание в структуре личности

1.2. Особенности самоотношения делинквентного подростка

ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Определение агрессии и агрессивности личности. Агрессия в структуре личности

2.2. Теоретические подходы к изучению феномена агрессии

2.3. Агрессивность как компонент подросткового кризиса

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Описание исследования

3.2. Описание и интерпретация результатов исследования

Выводы

3.3. Рекомендации по коррекции делинквентного поведения подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

5

5

6

20

20

22

30

32

32

38

50

51

54

56

59

Введение

В период социально-экономических перемен в обществе резко обостряются проблемы преступности, в том числе - среди несовершеннолетних. Особую опасность делинквентное поведение несовершеннолетних представляет из-за недостаточной сформированности у подростков социально приемлемых форм поведения, - преступное поведение для них становится нормой.

Подростковый возраст является важным этапом становления образа «Я», системы личностных черт и свойств метаиндивидуальности. Определенная степень незрелости личностных механизмов, чувство собственной неполноценности ввиду действительных, а чаще всего, мнимых, дефектов, зачастую ведут к искажению существенных составляющих образа «Я» – самосознания и самоотношения.

Особенности самоотношения в структуре личности изучались в работах В.В.Столина, И.С.Кона и других авторов.

Социально-психологические механизмы и факторы формирования делинквентного поведения несовершеннолетних изучались в работах таких авторов как А.И.Долгова, А.А.Реан, А.Е.Личко, Ф.Райс и др.

Как показывают работы данных авторов, изучение психологических причин делинквентного поведения подростка необходимо начинать прежде всего с исследования его личностных предпосылок. В рамках данной дипломной работы авторами изучается взаимосвязь самоотношения подростка с формами его агрессивного поведения.

На наш взгляд, теоретическое и практическое изучение данной взаимосвязи необходимо прежде всего потому, что важно понять механизм влияния личностных новообразований подросткового возраста на формирование социально неприемлемых форм поведения, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции делинквентного поведения.

Задачи борьбы с преступностью несовершеннолетних также обязывают крепить связь науки с практикой, не ограничиваться фиксированием происходящих процессов, а улавливать ведущие тенденции, правильно определять перспективы, своевременно ориентировать практических работников.

Целью данной дипломной работы является выявление и анализ взаимосвязи самоотношения подростков-делинквентов с формами агрессивного поведения.

Объект исследования: самоотношение подростков-делинквентов

Предмет исследования: влияние самоотношения на форму агрессивного поведения подростков-делинквентов

Задачи исследования:

- выявление различий в самоотношении подростков контрольной и экспериментальной групп;

- выявление влияния половых различий в экспериментальной и контрольной группах на самоотношение и форму агрессивного поведения подростков;

- выявление различий в формах агрессивного поведения подростков из контрольной и экспериментальной группы;

- выработка научно-практических рекомендаций по осуществлению психолого-педагогической коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних.

Гипотезой исследования являются предположения о том, что:

Самоотношение делинквентных подростков характеризуется внутренней конфликтностью, пассивностью, недооценкой собственного «Я», что приводит к повышению агрессивности, враждебности во взаимоотношениях, снижению способности самостоятельно разрешать конфликтные, фрустрирующие ситуации.

В экспериментальном исследовании приняли участие 30 учащихся общеобразовательной школы г. Ижевска в возрасте 14-15 лет (контрольная группа) и 30 подростков в возрасте 14-15 лет, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за совершенные ими правонарушения (экспериментальная группа).

В ходе эксперимента применялись следующие методы:

1. Опросник самоотношения В.В.Столина.

2. Опросник Басса-Дарки

3. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (взрослый вариант).

4. Методика «Незаконченные предложения».

Обработка результатов осуществлялась с применением аппарата математической статистики в программе Statistica. Был проведен корреляционный анализ с применением критерия Пирсона и анализ статистический различий между контрольной и экспериментальной группами с применением t-критерия Стьюдента. Проверка выборок на нормальность распределения дала положительный результат.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. - Изв. АПН РСФСР. Вып. 18. М., 1948. с. 97-124.

2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД СССР. - 1975.

3. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979, № 4.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - Прогресс, 1983.

5. Бодалев А. А. Формирование личности — актуальная проблема комплексного психолого– педагогического исследования. // Психолого- педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980, с.9.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 1968.

7. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2, с.46-55.

8. Бурмснская Г.В., Кабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., МГУ, 1990.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997.

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., Педагогика, 1991. - 125 с.

11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.

12. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

13. Долгова А.И. Социально - психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1981.

14. Иванова Т.В. Особенности работы с девиантными подростками //Журнал кафедры практической психологии РГПУ им. А.Г.Герцена. Вестник №1. 1996.

15. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. — 439 с.

16. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психология пола у детей. - Л., Медицина, 1986.

17. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.

18. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. //Психологические журнал, Т.2, №3, 1981..

19. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1989.

20. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., Наука, 1988.

21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

23. Лоренц К. Агрессия – М.: Эврика, 2001. – 175 с.

24. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч. зап. Пермск. пед. ин-та, 1970, т. 77, вып. 6, с. 8-213.

25. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982.

26. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. //Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.

27. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с.

28. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Знание, 1997.

29. Петровский В. А. К психологии активности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26-38.

30. Принцип развития в психологии. /под ред. Анциферовой Л.И. - М., Наука, 1978.

31. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

32. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989.

33. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

34. Развитие личности ребенка. - М., Прогресс, 1983.

35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2000.

36. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987,

37. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

38. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного "Я". //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 1, с.14-22.

39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. – 529 с.

40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.

41. Сарыгина Л.В. Отклоняющееся поведение детей и подростков. //В сб. Дети и подростки в современном мире: защита, помощь, поддержка. г. Ижевск, №9, 1999.

42. Славина Л.С. Трудные дети. М.: Изд-во Института практической психологии, 1998.

43. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979.

44. Столин В. В. Внутренние преграды и конфликтные личностные смыслы. — В кн.: Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. Ереван, 1980, с. 281-282.

45. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга: Методические рекомендации для психологов /Сост. А.Ф. Радевич. – Ижевск, 1996. – 28 с.

46. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., Просвещение, 1991.

47. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981.

48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с.

Примечания:

Примечаний нет.