Влияние семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростка в семье зависимого от алкоголя 2008-68

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 68  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы исследования агрессивного поведения подростков и причин, влияющих на его формирование……………………….7

§ 1. Основные подходы к исследованию агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии……………………………………….7

§ 2Анализ и описание основных причин, формирования агрессивного поведения у подростков из неблагополучных семей………………………….15

§ 3 Проблемы и причины формирования агрессивного поведения подростков в семье зависимого от алкоголя………………………………………………...21

Глава II. Эмпирическое исследование влияния семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков из семьи алкоголика ....27

§ 1. Организация и проведение исследования…………………………………27

§ 2 Результаты исследования и их интерпретация…………………………….32

§ 3. Технологии психологической работы с семьей зависимого от алкоголя 51

Заключение……………………………………………………………………….57

Список литературы………………………………………………………………61

Приложения……………………………………………………………………...65

Введение

В последнее время все чаще и практики (учителя, воспитатели, социальные работники), и ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную.

В современном обществе существуют неблагополучные семьи. Под этим мы понимаем такие семьи, члены которых употребляют наркотики, алкоголь и совершают противозаконные действия. Конечно, в таких семьях не может идти речи о полноценном воспитании и развитии детей.

Дети из неблагополучных семей труднее адаптируются в современном обществе, отстают в развитии от своих сверстников, материально не обеспечены. У них, как правило, не организован досуг, а уровень воспитанности оставляет желать лучшего. Поскольку в родительском доме им не хватает тепла, ласки, заботы, общения, то они пытаются реализовать себя " на улице", потому что им трудно реализовать себя в школе: в учебе, в спорте, в культурно- массовых мероприятиях.

Такие дети выполняют зачастую роль неформальных лидеров, но лидеров негативной направленности. Приобретя отрицательный жизненный опыт, не имея поддержки со стороны семьи и школы, такие дети , как правило, в будущем могут быть потенциальными правонарушителями.

Семья является одним из важнейших институтов социализации. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. Семья является важнейшей средой формирования личности.

Известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка.

С каждым годом увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот. Особенно уязвимы в этом подростки, которые подвергаются агрессии чаще других категории населения.

Основными "поставщиками" проблемных, с психологической и педагогической точки зрения, подростков являются так называемые неблагополучные семьи, которых становится все больше и больше. Поэтому так важно знать, какие дети вырастают в неблагополучных семьях.

Проблема давно интересует умы ученых и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Широко известны подходы к пониманию природы неблагополучных семей и их влияние на становление личности ребенка.

Теория влечений, или психоаналитическая (З. Фрейд, У. Мак-Даугал, Х.Д. Мюррей и др.).

Этологическая концепция (К.Лоренц, Н.Тинберген и др.). Фрустрационная теория агрессии (Дж. Доллард, Л. Берковитц, Х. Кауфман и др.). Теория социального научения (Б.Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Прайор, А. Басс, А. Бандура и др.).

Природа неблагополучных семей и их влияние на становление личности ребенка изучались В.И. Жельвисом, Я. Рейковским, А.К. Михальской, Семенюком Л.М. и др. Причины агрессии детей изучались К. Бютнером, Д.И. Фельдштейном и др. А. Бандура и Р. Уолтерс обнаружили непосредственную связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Можно говорить, что явление неблагополучных семей и их влияние на становление личности изучено не достаточно хорошо.

Цель исследования: изучение особенностей неблагополучных семей и их влияние на становление личности ребенка.

Гипотеза - подростки из неблагополучных семей отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессии по сравнению с подростками из благополучных семей.

Задачи:

1. Анализ литературы по данной проблеме.

2. Изучить основные подходы к исследованию агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии.

3. Проанализировать основные причины, формирования агрессивного поведения у подростков из неблагополучных семей.

4. Раскрыть проблемы и причины формирования агрессивного поведения подростков в семье зависимого от алкоголя.

5. Провести эмпирическое исследование влияния семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.

6. Раскрыть технологии психологической работы с семьей зависимого от алкоголя.

Объект исследования: неблагополучные семьи.

Предмет исследования: семья и ее влияние на становление личности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Методы исследования: в данной работе были использованы метод изучения научной литературы по данной проблеме, метод анализа документов, метод стороннего выборочного наблюдения, метод тестирования.

В работе были применены следующие тесты:

"Опросник Басса - Дарки",

"Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева,

"Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга".

База исследования: средняя общеобразовательная школа № 55 и № 9 г. Чебоксары. В исследовании приняло участие 48 детей подросткового возраста, из них 24 - мальчика и 24 девочек.

Список литературы

1. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М.: Просвещение, 1999. - 234 с.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Владос, 1999. - 186 с.

3. Бреенч Е. Б. Дети в современном обществе. - М.: Эдиториал УрСС, 1999. - 186 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.

5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1999. - 329 с.

6. Васильева Э. К. Семья и ее функции. - М.: Просвещение, 1995. - 190 с.

7. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб.: Мир, 2000. - 439 с.

8. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника. - М.: Знание, 1998. - 310 с.

9. Гущина Т. Ю. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с неполной семьей школьника: Дис. … канд. пед. наук. - Белгород: ЮНИТ, 1997. - 214 с.

10. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье //Социологические исследования. - 2001. - №11. - С.108-113.

11. Демидов А. М. Семья с одним родителем: Автореф… дис. канд. философ, наук. - М., 1997. - 28 с.

12. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется //Знание - сила. - 2000. - №7. - С. 21-32.

13. Жельвис В.И. Инвективная стратегия как национально специфическая характеристика // Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1998. - 129 с.

14. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1995. - 263 с.

15. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей //Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С. 22-27.

16. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. - М.: Педагогика, 1996. - 317 с.

17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2002. - 752 с.

18. Калабихина И.E. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М.: ТЕИС, 1999. - 138 с.

19. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003. - 992 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избр. психологические сочинения. В 2 т. Т. 2. - М.: Наука, 1997. - 74 с.

21. Лоренц. К. Агрессия. - М.: Прогресс, 1998. - 301 с.

22. Лучшие психологические тесты /Пер. с англ. Е.А. Дружининой. - Харьков: Гелиос, 1994. - С. 123-142.

23. Майерс Д. Социальная психология - СПб: Питер, 2000. - 688 с.

24. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.

25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

26. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. - М.: Владос, 1999. - 632 с.

27. Николаева Я. Образование и воспитание в неполных семьях //Народная школа. - 2001. - №1. - С. 49-54.

28. Николаева Я.Г. Неполная семья в системе образовательных учреждений //Профессиональное образование. - 2003. - №12. - С.25.

29. Николаева Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях в РФ (на примере Чувашской республики). - Чебоксары: ЧГПУ, 2004. - 84 с.

30. Нравственность, агрессия, справедливость //Вопросы психологии. - 1992. - № 1, 2. - С.32-41.

31. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности //Директор школы. - 1999. - №5. - С. 69-75.

32. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Знание, 1991. - 318 с.

33. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика. - 2000. - №1. - С.47-51.

34. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

35. Психология современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1997 - 218 с.

36. Психология человека от рождения до смерти /Под ред А.А. Реана. - СПб. - М.: Прайм-Еврознак - Олма-Пресс, 2003. - 411 с.

37. Pайс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 538 с.

38. Раттер М. Помощь трудным детям /Пер. с англ. - М.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 379 с.

39. Ребер. А. Большой толковый психологический словарь. - М.: АСТ - Вече, 2001. - 592 с.

40. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Просвещение, 1994. - 547 с.

41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М: Владос - Пресс, 2002. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

42. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Владос, 1998. - 176 с.

43. Смирнони Е.О., Сибким B.C., Асидуллинч О.Э., Ночиковския A.A. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С.72-86.

44. Спок Б. О воспитании детей. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998. - 548 с.

45. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: МГПИ, 1999. - 246 с.

46. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1993. - 147 с.

47. Фрейд 3. "Я" и "Оно". - Тбилиси: Мерани, 1991. - 386 с.

48. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 124 с.

49. Холичер В. Человек и агрессия. - М.: Мир, 1997. - 234 с.

50. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995. - 496 с.

51. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Просвещение, 1999. - 241 с.

52. Щербинина Ю. Природа речевой агрессии //Прикладная психология и психоанализ. - 2003. - №3. - С. 25-37.

53. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: МГУ, 1996. - 183 с.

Примечания:

Примечаний нет.