Влияние социально-психологической адаптации на профессиональную деятельность (на примере педагогов)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава 1. Социально - психологическая адаптация личности…………… 6

1.1. Сущность и подходы к определению социальной адаптации……... 6

1.2. Особенности адаптации к профессиональной деятельности…….… 10

1.2.1 Психологическая адаптация и профессиональная деятельность.…. 10

1.2.2. Проблемы социально-психологической адаптации……………….. 12

Глава 2. Глава 2. Профессиональная педагогическая деятельность….…. 23

2.1. Особенности профессиональной педагогической деятельности учителя……………………………………………………………………….

23

2.2. Эффективность педагогической деятельности………………………. 29

2.3. Социально-психологическая дезадаптация педагога……………….. 33

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния социально-психологической адаптации на профессиональную деятельность педагога………………………………………………………………………

39

3.1. Описание и проведение диагностических методик…………………. 39

3.2. Описание и проведение диагностических методик…………………. 49

Заключение………………………………………………………………….. 55

Список литературы…………………………………………………………. 58

Приложения…………………………………………………………………. 62

Введение

Актуальность проблемы влияния социально-психологической адаптации на профессиональную деятельность педагога обосновывается рядом факторов. Так, многочисленными исследованиями доказано, что профессия педагога – профессия «творческая» является одной из сложнейших, оказывающая огромные нагрузки на психику педагогов. Одним из главных факторов, влияющих на адаптационные процессы в школе, является перегруженность учителя, психическая и физическая напряженность его труда.

Статистические данные показывают, что среди причин, по мнению педагогов, «толкающих» их к смене профессии, 37% отметило увеличение физической и психологической нагрузки. Учителя-предметники базового блока дисциплин (русский язык и литература, предметы математического цикла), а также педагоги начальных классов в большей степени испытывают напряжение, как по фактической нагрузке, так и по составляющим нервно-эмоционального вклада в профессию. Амбивалентность психоэмоционального напряжения этих категорий педагогов приводит то к чрезмерному повышению тонуса рабочего настроения (раздражение), то к его резкому падению (они чаще, чем другие категории педагогов, испытывают пониженное настроение). Симптоматичным следствием этих колебаний в самочувствии является неэффективность профессиональной деятельности.

Таким образом, именно особенности социально-психологической адаптации оказывают значительное влияние на профессиональную педагогическую деятельность.

Вопросы психологической адаптации и эффективности педагогической деятельности давно интересовали отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них можно отметить таких как А.В.Петровский, Н.А.Аминов, С.Л. Рубинштейн, X. Дж. Фрейдейбергер, Л.Д.Столяренко, Р.С.Немов и многие другие. Надо также отметить специалистов в области управления персоналом, которые внесли значительный вклад в понимание особенностей социально-психологической адаптации к профессиональной адаптации, это А.Кристоф, В.Р.Веснин, В.Волина и др.

Цель данной дипломной работы - выявить влияние социально-психологической адаптации на профессиональную деятельность педагога.

Объект исследования – социально - психологическая адаптация.

Предмет - влияние социально-психологической адаптации на профессиональную деятельность педагога.

Гипотеза – Социально-психологическая адаптация оказывает влияние на профессиональную деятельность педагога.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретический материал по проблеме социально-психологической адаптации личности.

2. Рассмотреть особенности профессиональной педагогической деятельности.

3. Выявить в процессе экспериментального исследования влияние социально-психологической адаптации на профессиональную педагогическую деятельность.

Методы исследования:

- анализ теоретических источников по проблеме исследования;

- тестирование;

- статистическая обработка данных;

- математический методы: коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену)

Были использованы следующие методики:

Методика №1. Диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Методика № 2. «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А. А. Реана, модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой) [36].

Методика № 3. (САН – в интерпретации Л.Д.Столяренко) [43].

Методика № 4. (FPI).

Методика № 5. К Замфир.

В исследовании приняли участие 40 педагогов Березовской средней школы №2 города Хабаровска.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по проблеме влияния социально-психологической адаптации на профессиональную педагогическую деятельность.

Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол. 1988. N 5

3. Аминов Н. А., Гусева Е. П., Левонкина И. А. Индивидуальные различия в общительности, связанной с педагогическими способностями у школьников // Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989.

4. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. 145 с.

5. Андреева Г. Социальная психология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

7. Баевский Р.М. Биокибернетика и прогностика: Некоторые проблемы оценки адаптационно – приспособительной деятельности организма//Кибернетические аспекты адаптации системы человек – среда. М.,1975.

8. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - № 1. – С. 56-65.

9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1989.

10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, - 1998.

11. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условия // Вопросы психологии. – 1995. - № 1. – С. 25-36.

12. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Beстник МГУ. Серия: Психология. 1990. N 2.

13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224.

14. Виханский О.С., Наумов A.H.: Менеджмент, М. , 1996

15. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.

16. Денисенко Г.Ф. Охрана труда, М, 1995

17. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека: Методические и социальные аспекты. М., 1976.184с.

18. Зеер Э., Сыманюк Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997., т. 18, №6

19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос. – 2003.

20. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск 1986. 191с.

21. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М., 1982.

22. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

23. Климов Е. А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога // Вестник МГУ. Серия: Психология. 1991. N 2.

24. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. - Новосибирск, 1985.

25. Коротков Э.М.: Концепция менеджмента, М, 1996

26. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996.

27. Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель, М, 1996

28. Кузьмина Е.С., Прохвалитов А.А. О системной подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. Конф. – Курган, 1981.

29. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. - Гомель, 1976.

30. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

31. Маркова А.К. Психология труда учителя. М. Просвещение. 1993.

32. Марушина В. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности //www.mstu.edu.ru,2002.

33. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177.

34. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Л., 1984.

35. Медведев Г.П. Адаптация – важная проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. – 1969. - № 3. – С. 112-119.

36. Мирзаянова Л. Кризисы в адаптации к профессии//Адукацыя і выхаванне. 2000, №12.

37. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

38. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

39. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.; Воронеж 2002.

40. Началджян А.А. Социально – психологическая адаптация личности. Ереван.1998.

41. Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. М.: Владос, 1994.

42. Несмелова Н.Н. Индивидуально-типологическое особенности ориентировочной реакции в прогнозировании адаптации операторов // Вопросы психологии. – 1999. - № 5. – С. 72-79.

43. Петровский А.В. Психология. – М., 2002.

44. Поваренков Ю. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: УРАО, 2002.

45. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект. - М., 1996.

46. Проблемы адаптации молодых педагогов: Отчет по результатам социологического исследования. Тольятти: Изд-во Фонда "Развитие через образование", 1999.

47. Психологическая наука и образование // Международный образовательный и психологический колледж. - 1998. N 2.

48. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1.: Хрестоматия. – Самара, 1999.

49. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – С. 416.

50. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М., 1997.

51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. – С.192

52. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.- 350с.

53. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990. – С. 432

54. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000. – С. 272.

55. Социология. / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лань: СПб – Ун-т. МВД России, 2000. – С. 415

56. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – М., 2003. –С. 405

57. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону., 2002.

58. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. – М., 1998.

59. Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. / Под ред. В.Г. Вершловского. - СПб.: ГУПМ, 1994.

60. Хайкин В.Л. Активность (характеристика и развитие). – М.; Воронеж, 2000.

61. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М.: Педагогика, 1986.

62. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова. – М., 1981.

63. Шафранская К.Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека // Тез. науч. сообщества психологов к XXII Междунар. психолог. конгрессу: В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1981.

Примечания:

Примечаний нет.