Влияние стилей семейного воспитания на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте 2005-66

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……….… 3.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме влияния стилей родительского отношения на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте. …………………...……………...…7.

1.1 Проблема акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………..…....7.

1.2.Психологические особенности подросткового возраста.…………...18.

1.3. Влияние стилей семейного воспитания на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте...……….…….………23.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияние стилей родительского воспитания на характерологические особенности подростков………...35.

2.1. Организация и методы экспериментального исследования………..35.

2.2.Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной деятельности..………………………….…..……….39.

2.3.Программа тренинга «Повышения родительской компетентности»…………………………..………………………………47.

Заключение……………………………………………………………………...51.

Список литературы…………………………………………………………..…54. Приложение……………………………………………………………………..57.

Введение

Актуальность. Категория развития личности – одна из ключевых в категориальном строе психологической науки. Процесс развития ребенка немыслим без включения его в систему социальных отношений. Идея, сформулированная Л.С. Выготским о «социальной ситуации развития» как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии, остается актуальной в настоящее время. При этом взаимодействие со «значимым другим» и, прежде всего, родителями, а также интериоризация продуктов общения являются важнейшими факторами развития личности.

По мнению Абрамовой Г.М., семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Тип поведения родителей оказывает на формирование у ребенка «образа-Я». Семья – это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Но возникновение новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослыми, они возможны лишь в результате активной деятельности самого ребенка. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет к депривации в семье. Общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребенка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Наибольшей опасностью для развития ребенка является отсутствие матери, что влияет на формирование акцентуаций характера, мешающее его развитию. К существенным негативным последствиям может привести и отсутствие в семье отца (нарушение в полоролевом развитии, неуверенность, недисциплинированность и т.д.). Если место отца занимает отчим, это снижает возможность возникновения депривации, но при этом нередко создается почва для невротических расстройств, конфликтов на данной основе, что в итоге негативно сказывается на ребенке. Имеет свои особенности и микросреда ребенка, родившегося в многодетной семье. Здесь возможен недостаток внимания, заботы со стороны родителей, что в дальнейшем проявляется отклонениями в социальном поведении и др.

Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренними, психологическими, которые, как правило, намного глубже и сложнее. К ним относятся эмоциональная незрелость и отклонения в характере родителей, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, другие моменты совместной жизни семьи. Э. Фромм, в свою очередь, отмечает что это может приводить к формированию негативных, затрудняющих социальную адаптацию черт характера у подростков. Существенно и то, какие формы и способы взаимодействия взрослых и детей преобладают в семье. Стили родительского воспитания, которые могут быть отнесены к негативным, по мнению Д. Бомринда, как правило, способствуют формированию пограничных аномальных (ПАЛ) и психопатических личностей.

Для нас важным является исследование того, какой стиль воспитания преобладает в семье и какое влияние он оказывает на формирование личностных особенностей у подростков.

Следовательно, все это подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования и необходимость ее дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.

Цель исследования – выявить зависимость между психологическими моделями семейного воспитания и акцентуациями характера в подростковом возрасте.

Гипотеза: различные стили семейного воспитания могут способствовать формированию акцентуаций характера в подростковом возрасте, мешающих его социализации и гармоничному развитию личности.

Задачи. В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой нами были установлено следующее:

1. Дать анализ литературы по проблеме исследования.

2. Выявить различные стили родительского воспитания.

3. Исследовать акцентуации характера в подростковом возрасте.

4. Исследовать отношения подростков к стилю родительского воспитания.

5. Апробировать тренинг по коррекции детско-родительских отношений.

Предмет исследования: изучение влияния родительского воспитания на формирование акцентуаций характера у подростков и разработка тренинга по гармонизации детско-родительских отношений.

Объектом данного исследования явились подростки с различной акцентуацией характера и их родители.

Методы: Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:

- Опросник К. Леонгарда - Шмишека, для изучения акцентуаций характера у подростков.

- Опросник «Подростки о родителях» Э.С. Шефера, по изучению отношения подростков к родителям.

- Методика Варга и Столина. Изучение типов семейного воспитания.

Теоретической основой исследования явились теоретические, концепции, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, И.С. Кона, К. Леонгарда, А.Е. Личко, И. В. Боева, Э.Г. Эйдемиллера, Е.Т. Соколовой, В.Я. Гиндикина, В.А. Гурьевой, В. Сатир, Д. Бомринд, Г. Крайга и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и выводов обеспечивается согласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, с результатами психологического обследования, достаточно репрезентативной выборкой испытуемых, использованием статистических методов обработки результатов (линейная корреляция).

Практическая значимость работы: Проведенное нами исследование позволяет, учитывая полученные данные прогнозировать возможность формирования тех или иных личностных особенностей (акцентуаций характера) в зависимости от стилей родительского воспитания. Практическая значимость определяется также возможностью использования фактологического материала работы при разработке консультативных и тренинговых программ, направленных как на личностную коррекцию в подростковом возрасте, так и коррекцию родительского поведения, детско-родительских отношений («Тренинг повышения родительской компетентности»).

Структура и объем работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы, лицеи и гимназии г. Клина: СШ № 8. Исследование проводилось в период с февраля 2005 г. по апрель 2005 г. Выборочная совокупность составила 70 подростков в возрасте 14-15 лет.

Список литературы

1. Абрамова Г.М. Социальная психология. – М. Аспект Пресс, 2001. – С.198-203 (1)

2. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь, 1999(3)

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельд-штейна. – М., Воронеж: Ин-т практич. психологии, НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с(4)

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: «Питер», 2000. – С.363-365(5)

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.-М.,1960(7)

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. в 6 т. Т. 3. - М., 1983 (8)

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика-пресс, 1996.-533с(10).

8. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., “Педагогика”, 1984(11)

9. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 1. М.: “Педагогика”, 1982(12)

10. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. – М.: Триада-Х, 1999. – 266 с(13)

11. Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики кризиса 3 лет. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии М., 1989 С.32-37. (15)

12. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половые воспитание детей: Медико - психологические аспекты. Л.: Медицина,1988.-160с. (19)

13. Кон И.С. Открытие «Я» М., 1978.-367с(24)

14. Кон И. С. Психология ранней юности – М.: «Просвешение», 1989. – 255с(25)

15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.-_Мн.: Беларусь, 1988-207с(26)

16. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – С.93-95, 436-441(28.)

17. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544 с(35)

18. Леонтьев А.Н. избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. - М., 1983-320с (36)

19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2-х т. Т. 1. - М., 1983 - 392с (37)

20. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. – М., 1997(38.)

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство МГУ, 1972 - 574с (39)

22. Лишин О.В. Сфера родительских чувств и ее «действие» // Мир психологии. – 1996. - № 1. – С.54-69(42)

23. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 104 с(47)

24. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. //Вопросы психологии 1984. №4, С. 15-29(53)

25. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. - 512 с(57)

26. Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века. Тексты. М., МГУ, 1986.С.232-292(58)

27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педа¬гогическая академия, 1994. - 680 с(59)

28. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – С.7-8(61).

29. Поливанова К. Где строгость, там и тревожность //Семья и школа. – 1994. - № 10. – С.3-4(62)

30. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1992. – С.119-120(71)

31. Семья и формирование личности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. – М.:НИИОП, 11981. – 96 с(72)

32. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня- Вильнюс: Изд-во Минтак, 1977- 226с(75)

33. Толстых А. Десять правил воспитания детей в семье //Армия. – 1992. - № 5. – С.38-40(78)

34. Фельдщтейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе //Вопросы психологии 1985. С. 26 –37(81)

35. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности// "Я и ОНО" Труды разных лет. В 2-х книгах, кн. 2. - Тбилиси.: Мерани, 1991, С -5-175(85)

36. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с(86)

37. Шумилин Е.А. Возрастные особенности подростков и юношей. -М.: Педагогика, 1976.-198с(87)

38. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына: как вырастить настоящего мужчину. – СПб.: Питер, 1997. – 288 с(91)

39. Э. Эриксон Детство: юность и кризис. М, 1996

40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Клинико- психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями. -Л., 1987- 26с.

41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

42. Фельденштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. – 1996. - № 1. – С.5-8.

43. Специфика семейного воспитания в современных условиях: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. педагогики. Под ред. И.В. Гребенникова, А.М.Низовой. – М.: НИИОП, 1979. – 83 с.

44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – С. 274-283.

Примечания:

Примечаний нет.