Влияние стиля семейного воспитания на течение кризисных периодов 2007-70

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Психология семейного воспитания и возрастных кризисов……...6

1.1. Психология кризисов детского возраста……………………………...6

1.2. Влияние семьи на становление личности ребенка…………………..15

1.3. Стили семейного воспитания и возрастные кризисы………………..17

2. Исследование влияния стиля семейного воспитания на течение кризисного периода (на примере кризиса 7-лет)…………………………..36

2.1. Выбор методов исследования стилей семейного воспитания………36

2.2. Организация исследования и определение выборки …………………42

2.3. Результаты исследования, их анализ и обсуждение…………………...43

2.4. Некоторые практические рекомендации………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………61

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..65

Введение

Актуальность темы наших исследований заключается в том, что данная проблема охватывает одну из фундаментальных областей общественного разви-тия, которой является проблема воспитания в семье. Во многом это зависит от личности родителей, от ее правильного понимания ответственности за первона-чальное воспитание будущего гражданина. Стиль воспитания родителей в се-мейном воспитательном процессе является ведущим в развитии личности ребен-ка. Это обусловлено тем, что родители являются наиболее близкими и понятным и для ребенка людьми, которым ребенок, как правило, стремится подражать. Формирование положительных эмоций ребенка является процессом необходи-мым для формирования личности в целом. Родители в этом процессе играют роль центрального системообразующего звена, и поэтому избранный стиль вос-питания ребенка это естественный, закономерный и сознательный выбор. В на-стоящее время семья и семейные отношения переживают определенный кризис, который сказывается на формировании ценностных норм и правил, развитии чувства любови, заботы, сочувствия, ответственности и т.д.[8]. Анализ научной литературы показал, что, по мнению психологов, занимавшихся данной пробле-мой (Семенюк Л.М., Бабицкая Т.В., Яныкина А.А., Буянов М.И. и др.) негатив-ное влияние неблагополучных условий в семье отрицательно влияет на взаимо-отношения ребенка со сверстниками [4].

По мнению Л.Ф. Обуховой: - "…в последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и нар-комания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение"[29, с. 124].

Семья - важнейший институт социализации растущего человека, поэтому необходимо рассмотреть и проанализировать влияние семьи на функционирова-ние индивида в обществе, коллективе, с учетом новых условий, ценностей, жиз-ненных позиций современного человека.

Переход нашего общества к системе рыночных отношений привел к острой, проблемной ситуации, которая обусловлена высокой динамичностью происхо-дящих процессов, объективным повышением активности человека, появление у него новых потребностей и возможностей. Нередкостью стали нарушения в вос-питании. Все это резко повышает ответственность психологов и требует разра-ботки новых научных концепций, расширения исследований, выявляющих зако-номерности психического, психофизиологического, социального, личностного развития ребенка.

Теоретической основой анализа зависимости стиля семейного воспитания на течение кризисных периодов стали работы Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., ПетровскогоА.В., Мясищева В.Н., Леонтьева А.Н. и др.

Процесс формирования взаимоотношений в семье тесно связан с состояни-ем здоровья, развитием коммуникативных способностей личности, умением взаимодействовать с другими людьми. При неблагоприятном стечении обстоя-тельств формируются негативные отношения в семье, что влечёт за собой рост девиаций в обществе.

Однако, несмотря на то, что вопросы, связанные с проблемами семьи и се-мейного воспитания рассматривались в трудах различных ученых, нет доста-точной и однозначной разработки проблемы.

Гипотезой наших исследований послужило предположение, что положи-тельное течение кризисных периодов во многом зависят от стиля семейного воспитания.

Объект исследования - психология семейного воспитания и кризисных пе-риодов.

Предмет исследования - зависимость протекания кризисных периодов от стиля семейного воспитания.

Цель исследования: выявить психологические аспекты зависимости проте-кания кризисных периодов от стиля семейного воспитания.

Задачи исследования:

1. Теоретическое исследование кризисных периодов детского возраста.

2. Теоретический анализ влияния семьи на становление личности ребен-ка.

3. Анализ стилей семейного воспитания. Теоретическое осмысление влияния личности родителей и характера семьи на течение кризисных периодов ребенка.

4. Организация исследования зависимости течения кризисных периодов от стиля семейного воспитания ребенка.

5. Обработка и интерпретация результатов исследования.

6. Выработка практических рекомендаций оптимизации семейного вос-питательного процесса.

Методологическая основа исследования:

Методологической основой исследования стал системный подход к изуче-нию личности родителей, их стиля семейного воспитания и влияния на течение кризисных периодов жизни ребенка в области гуманистического направления психологии.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Научная новизна исследования состоит в том, что выяснение зависимости течения кризисных периодов от стиля воспитательного воздействия родителей на ребенка в современных условиях развития общества не достаточно исследовано. Требуются новые взгляды и научные подходы в изучении данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности выраба-тывать своевременные практические рекомендации по улучшению качества вос-питательного воздействия родителей на ребенка, изменяя стиль такого воздейст-вия. Процесс воспитания в семье тесно связан с личностными особенностями ро-дителей и характера семьи. Следовательно, исследование зависимости положи-тельного течения кризисных периодов жизни детей от стиля семейного воспита-ния имеет большое значение для психического и социального будущего поколе-ния, отсюда логически вытекает практическая значимость диагностики детско-родительских отношений, индивидуально-типологических особенностей лично-сти родителей с целью гармоничной организации воспитания в семье.

Список литературы

1. Бене Е. Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 14-

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

СПб.: Лениздат, 1992. -400с.

3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-

психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М., 1991.-300с.

4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просве-щение, 1988.-179с.

5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации дет-ской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психо-логия. 1985. №4.

6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Прес, 2000. - 1008 с.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.

8. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Во-просы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.

9. Голод СИ. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с.

10. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективно-сти. Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.

11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. 40с.

12. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999. - 224с.

13. Джайнотт X. Родители и дети // Знание. - 1986. - №4. - С. 17-29.

14. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. -336с.

15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М., 1982.

16. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/Под ред. М.М.Кабанова/, К. Вайзе.М., 1980.

17. Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей ранне-го возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие

ребенка в раннем детстве. - М., 1995. - 214с.

18. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8.-С. 32.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. - 304 с.

20.Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985.-416с.

21. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1998. - 368с.

22. Марковская И. М, О возможности применения теста семейных отно-шений в психологической консультации // Семейная психология и семей-ная терапия. - 1999. - №2. - С. 42 - 49.

23. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родите-лей с детьми // Семейная психология и семейная терапия.- 1999. - №2.

24. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. - 150с.

25. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. - М., 2001. - 240с.

26. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. -256с.

27. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее бли-жайшие задачи// Проблемы способностей, [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. ред. чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. - 308 с.

28. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. - М.-В.,

28. 1999.-224с.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, про-блемы. - М., 1995.--360 с.

29. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. -288с.

31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. -380с.

32. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981.-С. 95.

33. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1989.-380с.

34. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородско-го. - Самара, 1998.672с.

36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. - М, 1999. - 160с.

37. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М: Проспект, 1998. - 584с.

38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуаль-ного развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с.

39. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М, 1989. - 300с.

40. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000. - 283с.

41. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столин. - М: Педагогика, 1989. -208с.

42. Сидаренко Е. А. Опыт реориентационного тренинга. - СПб., 1995. - 205с.

43. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как лич-ность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. - М.. 1994.-308с.

44. Спиваковская А, С. Профилактика детских неврозов. - М, 1988. -273с.

45. Столин В.В. Самосознание личности. М, 1983.

46. Теория личности в западно-европейской и американской психоло-гии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480с.

47. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М: Педагогика, 1989.-160с.

48. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: СПб., 1996.-365с.

49. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений под-ростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. - М, 1994. - 96с.

50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. Питер, 1999. -656с.

51. Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. - М.: Воронеж,1995.

52. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1995.

52. Адлер A. Семья и теория о индивидуальной психологиии. Мюнхен., 1927.

53. Стерн В. Дорогие детские причуды. Берлин., 1928.

Примечания:

Примечаний нет.