Влияние субъективного уровня контроля и эмоциональной направленности личности на успешность обучения в ВУЗе

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение ....................................2

Раздел 1. Понятие успешности обучения

студентов в ВУЗе ..................6

Раздел 2. Интернальность и экстернальность личности .........................12

Раздел 3. Эмоциональная направленность личности .........................21

Раздел 4. Эмпирическое исследование успешности обучения студентов, локуса контроля и ОЭН личности.

4.1. Организация эмпирического исследования .....................36

4.2. Описание используемых методик ....38

4.3. Обсуждение результатов ...........44

Выводы ....................................54

Список литературы ..........................56

Приложения .................................59

Введение

Актуальность проблемы. Одни студенты переступают порог ВУЗа уверенно, твердо зная, чего они хотят, готовые к напряженному умственному труду, заслуженно рассчитывая на успех своей деятельности. Другие, напротив, сомневаются в своих возможностях и спо¬собностях и потому не очень верят в хорошие результаты. Третьи вверяют себя обстоятельствам, полагаясь на случай и везение. Успех в учебной работе для них не является доминирующей ценностью. [10]

Вследствие индивидуально-психологических различий в структу¬ре учебно-познавательной деятельности одни студенты довольно быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие ¬сравнительно медленно, а некоторые вовсе не могут к ним прибли¬зиться. [23]

Преподаватель ВУЗа встречается и с теми, и с другими, и с третьими. Эти встречи могут стать максимально продуктивными в том случае, если внутренний мир студента перестанет быть для преподавателя "terra inkognito", если преподаватель будет знать какие факторы влияют на успешность учебной деятельности студентов. А зная, что влияет на успешность обучения, преподаватель сможет корректно строить педагогическую деятельность.

Этот вопрос ставился различными авторами (В.А.Якунин, В.А.Аверин, Т.Я.Бухарина, Н.А.Довгалевская, Н.И.Мешков), которыми выделялись такие факторы, влияющие на успешность обучения, как активность, тревожность, мотивация, направленность, самоорганиза¬ция, интеллект и др. Но до сих пор не выделено единого четкого мнения о зависимости успешности обучения от субъективного уровня контроля личности. А о таком факторе, как общая эмоциональная направлен¬ность личности(ОЭН), а точнее о влиянии ОЭН на успешность обучения, не упоминалось ни в одной из рассматриваемых работ.

Цель исследования: 1) Выяснить, является ли интернальность влияющей характеристикой на успешность обучения в ВУЗ.

2) Определить зависимость успешности обучения от эмоциональ¬ной направленности личности студента.

3) Выделить виды эмоциональной направленности, влияющие на успеш¬ность обучения.

Объект исследования: Успешность учебной деятельности студентов, на примере студентов психоло¬го-педагогического факультета УдГУ, обучающиеся по специальности "психология".

Предмет исследования: Влияние субъективного уровня контроля и эмоциональной направленности студентов-психологов на успешность их обучения.

Гипотезы исследования: 1) Студенты с интернальным локусом контроля являются более успешными в учебной деятельности незави¬симо от эмоциональной напряженности учебной ситуации.

2) Студенты с глорической, праксической, пугнической и гнос¬тической эмоциональными направленностями личности более успешны в учебной деятельности.

3) В эмоционально напряженной учебной ситуации более успеш¬ными являются студенты с глорической и гностической эмоциональными направленностями личности.

Основные задачи исследования: 1) Рассмотреть имеющиеся тео¬рии, касающиеся темы исследования.

2) Определить понятие успешности.

3) Определить понятия интернальности и экстернальности.

4) Определить понятие эмоциональной направленности личности.

5) Провести исследование особенностей учебной деятельности студентов-психологов 1-4 курсов в обычной (нормальной) учебной ситуации.

6) Провести повторное исследование, но в условиях эмоциональной напряженности студентов - сессии.

Методология: Диалектический материализм.

Теоретической основой исследования являются концепции субъективного локуса контроля Дж.Роттера, общей эмоциональной направленности Б.И.Додонова, а также исследования, проведенные В.А.Якуниным, Н.И.Мешковым, В.А.Авериным по проблемам обучения студентов в высшей школе.

Методы исследования , использованные для решения поставленных задач: 1) Теоретический – изучение литературы по проблеме исследования.

2) Тестирование: 1.адаптированная методика Дж.Роттера по определению субъективного уровня контроля (УСК); 2. опросник по ОЭН Б.И.Додонова.

3) Эмпирический - выявление уровня ус¬пешности студентов путем подсчета среднего балла результатов всех сессий.

Теоретическая значимость исследования нам видится в возмож¬ности использования полученных данных для дальнейшего изучения учебной деятельности студентов в связи с особенностями уровней самоконтроля и эмоциональной направленности личности студентов.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее ре¬зультаты позволяют преподавателю выстраивать учебный процесс с учетом исследуемых особенностей.

Апробация: Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии.

Список литературы

1.Аверин В.А.,Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. С-Пб. 1995.

2. Бажин Е.Ф.,Голынкина Е.А.,Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля.// Психологический журнал, 1984. N3, Т.5, с.152-162.

3. Бызова В.М.,Антонова Н.А. Локус контроля у представителей коми и русского этносов.// Психологический журнал, 1995, N6.

4. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности.// Вопросы психологии, 1975, N6. С.21-34

5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.:Политиздат, 1978

6. Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека.// Вопросы психологии, 1970, N1. С.28-39

7. Кондаков И.М.,Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры личностного контекста локуса контроля.// Психологический журнал, 1995, N1, т.16.

8. Корнилов А.П. Деятельностная психология личности в концепции Г.Крампена.// Вопросы психологии, 1990, N2.

9. Краткий психологический словарь./ Под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, М., 1985. с.168-169.

10. Личность студента и успешность его обучения в ВУЗе./ Под редакцией В.А.Аверина, В.В.Шкарина. Н.Новгород, 1991.

11. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е т.42. М.:Политиздат, 1974.

12. Мечников Н.И. Этюды оптимизма, М., 1964.

13. Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск, 1991.

14. Молчанова А.С. На вкус, на цвет..., М., 1966.

15. Муздыбаев К. Психология ответственности./Под ред. В.Е.Семенова. Л.:Наука. 1983.

16. Общая психодиагностика. М.:МГУ. 1987.

17. Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л., 1983.

18. Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности "экстернальности-интернальности" в тексте.// Вопросы психологии, 1990, N1.

19. Столин В.В. Самосознание личности. М.:Изд. Московского университета, 1983.

20. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания./ Собрание сочинений. т.2 Л.,1973.

21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика,1986. Т.1.

22. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

23. Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб, 1998.

24. Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельности. Л.:ЛГУ

25. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.

Примечания:

Примечаний нет.