Возрастная динамика самооценки умственно отсталых подростков
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 87 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Содержание Введение…………………………………………………………………… ………. Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки……………………… 1.1. Общая характеристика самооценки как личностного образования…………………………………………………………………………. 1.2. Возрастная динамика самооценки детей с нормальным уровнем развития…………………………………………………………………………….. 1.3. Специфические особенности самооценки умственно отсталых подростков…………………………………………………………………………. Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование возрастной динамики компонентов личностной самооценки умственно отсталых подростков………………………………………………………………………… 2.1. Ход и результаты констатирующего эксперимента .………………………. 2.2. Методический проект коррекционной программы по формированию компонентов личностной самооценки у детей с нарушением интеллекта подросткового возраста……………........................................................................ Заключение………………………………………………………………………... Литература………………………………………………………………………… Приложение Введение В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствии органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Однако в работе многих психологов С.Я. Рубинштейн (65), В.Г.Петровой (59), Ж.И. Шиф (62, 75), Я.Л. Коломинского (37) отмечено, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Одним из показателей личностной сохранности человека является наличие его отношения к выполняемой работе и правильной оценке своих собственных возможностей и достижений. Самооценка рассматривается в отечественной психологии как один из важнейших факторов развития личности, один из компонентов самосознания, как оценка человеком самого себя; своих отношений, действий, качеств, поступков, достижений. Формирование самооценки умственно отсталых детей изучали С.Г. Байкенов (4), Е.Де-Грееф (57), Л.С. Выготский (21,22), Н.Л. Коломинский (38), Ж.И. Намазбаева (54), П.А. Чубаров ( 74) и т.д. В настоящее время, проблема возрастной динамики самооценки умственно отсталых подростков, остаётся актуальной, так как изучена недостаточно. Анализ психологической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью расширения и углубления знаний о специфике возрастной динамики самооценки умственно отсталых подростков и отсутствием разработанных диагностических и коррекционно-развивающих программ и приемов по оптимизации самооценки у данной категории испытуемых, направленных на формирование адекватности и устойчивости самооценки. Цель исследования: изучение возрастной динамики самооценки умственно отсталых школьников в возрастном диапазоне от 11 до 14 лет. Объект исследования: личностная самооценка умственно отсталых подростков. Предмет исследования: возрастная динамика развития адекватности, устойчивости и содержание самооценки умственно отсталых подростков. Задачи исследования: 1. Провести анализ психологической литературы по проблеме исследования. 2. Определить программу исследования самооценки умственно отсталых подростков. 3. Разработать коррекционно – развивающую программу, направленную на повышение уровня адекватности и устойчивости самооценки. Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что с возрастом у умственно отсталых подростков прослеживается динамика в повышении уровня адекватности, устойчивости и содержание самооценки данной категории детей. Методологические позиции определены на основе: - достижений современной психологии в области изучения социально-исторической природы психики человека и его личностной самооценки (А.А. Бодалев, Л.Н. Божович, У. Джеймс, Ч. Кули, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.И. Липкина, К. Роджерс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн); - концептуальных подходов к изучению умственно отсталых (Л.С. Выготский, В.И. Лубовских, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн); - теоретико-прикладных исследований возрастной динамики самооценки у детей с нарушением интеллекта (О.К. Агавелян, И.В. Белякова, Е.А. Билевич, В.А. Варягин, А.Д. Виноградов, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ч.Б. Кожалиева, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Левченко, Ж.И. Намазбаева, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, Г.Я. Трошин, П.А. Чубаров, Л.М. Шипицина, Ж.И. Шиф). Практическая значимость исследования состоит в том, что практические психологи специальных (коррекционных) школ могут использовать результаты исследования для диагностики и коррекции сформированности личностной самооценки умственно отсталых подростков. Глава I. Теоретические аспекты изучения самооценки ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд. доп. – М.: Академия проект. – 2001. – с. 704. 2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 1948. С. 101-124. 3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореферат. Канд.дис. Л., 1984. 4. Байкенов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки у учащихся вспомогательной школы. В сб. Вопросы патопсихологии. – М., 1970. 5. Балканов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательных школ //Вопросы патопсихологии. – М., 1970. 6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников //Вопросы психологии, 2001, №4. 7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1988. 420 с. 8. Билевич Е.А. Обоснование умственно отсталыми школьниками своих практических действий и оценок результатов работы //Дефектология. 1974-№5- с. 26-27. 9. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.: 1995. – 328 с. 10. Бодалев А.А. Субъективная значимость дорогого человека и определяющие ее факторы. М., 1985. С.13-17. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с. 12. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вести, Моск. Ун-та, Сер. 14, Психология, 1988. №1. С.23-41. 13. Бороздина Л.В.. Молчанова О.Н. Самостоятельная оценка в первой зрелости //Вест. Моск. ун-та: Сер. 14. Психология, 1990 №2. С. 24-38. 14. Бороздина Л.В. Теоретико – экспериментальное исследование самооценки.: Дисс… д-ра психол. Наук. – М., 1999. – 413 с. 15. Бороздина Л.В. Что такое самооценка //Психологический журнал. Т.13 16. Будасси С.А. Способ исследования коммерческих характеристик личности в группе //Вопросы психологии. 1971, №3. С. 138-143. 17. Варянен В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: Дис… канд. Пед. Наук. – М., 1971. – 206 с. 18. Викулова Л.В. Исследование уровня притязаний у детей олигофренов. Сб. //Экспериментальной патопсихологии. М., 1965. 19. Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника //Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сб. науч. тр.: Л., 1978. 20. Вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Темат. сб. науч. тр. Алма-Ата, 1987. 21. Выготский Л.С. Основы дефектологии – СПб., - 2003. 22. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М. Просвещение, 1995. – 527с. 23. Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми: Межвузовский сборник науч. трудов. - Шадринск. 2000. С.165. 24. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1969. – 215 с. 25. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. 26. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды //Вопросы психологии. 1987 №2. С.111-134. 27. Захарова А.В. Андрушенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в устной деятельности //Вопросы психологии. 1980. С.90-99. 28. Захарова А.В. Генезис самооценки. – М., 1989. 29. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки //Психодиагностика и школа. Таллин., С.11-14. 30. Захарова А.В. Когнитивные аспекты деятельности школьника /Под ред. В.В. Давыдова. М,, 1980 с. 270-273, 31. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки //Вопросы психологии, 1989.- №1. 32. Захарова А.В., Боцман М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. К формированию учебной деятельности школьников. М., 1980. С. 152-163. 33. Захарова А.В., Гашева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению //Новые исследования в психологии. – 1986, №1, с. 41-43. 34. Зейгарник Б.В. пути исследования эмоционально-волевой сферы психических больных. Сб. //Экспериментальной патопсихологии. М., 1965. 35. Киреева Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции. Автореферат канд. дис. 1984. 17 с. 36. Кожалиева Т.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков //Дефектология, 1997 - №4, с. 36-42. 37. Коломинский Н.Л. О формировании самооценки и уровня притязаний учащихся вспомогательной школы //Дефектология, 1972- №6, с. 57-61. 38. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Рязаньская школа. – 1978. 39. Коломинский Н.Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровня их притязаний в процессе профессиональной подготовки //Дефектология, 1979 - №2, с. 70-74. 40. Коломинский Я. Л., Реан А. А. Я – концепция и самооценка школьника //Коломинский Я. Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология – СПб., 1999. – с.47-53 41. Колчанова И. В. К вопросу об адекватности самооценки у детей. //Учёные записи /ЛГПИ – т.506 – 1973.- с.37-47. 42. Кон И.С. В поисках себя: личности и самосознания, М., 1984. - 335с. 43. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 44. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку //Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – М., 1988. С. 272-278. 45. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. Автореф. докт. дисс. М., 1968. 46. Липкина А. И. Самооценка школьника – М., 1976. 47. Лисина М.И. Проблема онтогенеза осознания М., 1986. 144 С. 48. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-Пресс, 1997. 49. Мерлин В. С. Очерки психологии личности. Пермь, 1959.-с.170. 50. Мирович Р.И., Кондоратская К.М. Уровень притязаний у детей истериков. Сб. «Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей». – Л., 1936. 51. Назаревич О. С. Возможности формирования адекватной самооценки умственно отсталых учащихся //Социально – психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе.- Шадринск,-2002.-ч.3.-с.159-175. 52. Назаревич О. С. Источники самооценки умственно отсталых школьников.//Перспективы развития практической психологии.- Шадринск, 2001.- Вып.1 с. 141-143. 53. Назаревич О. С. Психологические особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции в социум у учащихся с умственной отсталостью. – Нижний Новгород.- 2204. 54. Намазбаева Ж.И. Некоторые вопросы личности умственно отсталого школьника //Дефектология. – 1982. - №1. – с. 24-29. 55. Неупокоева Н.М. Формирование адекватной самооценки и гармонизации межличностных отношений младших школьников в сельской школе /Неупокоева Н.М. Психологическая служба в сельской школе. – Курган, 2000. 56. Основы психологии /Под ред. Столяренко Л. Д. – 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2001. 57. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия.2002. – 480с. 58. Особенности оценки и самооценки умственно отсталых школьников //Практикум по психологии умственно отсталого школьника /Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. 59. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников – М., 2002. 60. Пикельникова М. П. К вопросу об оценке себя учащимися и оценки их воспитателями. //Учебные записки /ЛГУ – Вып.3 – 1968.- с.221-225. 61. Пинский Б. Психология трудовой деятельности вспомогательной школы – М., 1969. 62. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Ж.И. Шиф – М: Педагогика, 1980. 63. Психологический словарь /Под ред. Петровского. 64. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000. 65. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1978. 66. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. – В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – М., 1972. 67. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста //Вопросы психологии.- 1970 - №1. С. 107-116. 68. Самооценка //Возрастная и педагогическая психология: Учебник. – М., 1999.-с.271-278. 69. Сатир В. Что нужно всем детям для формирования самооценки //Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб. – 2000. – с. 79-96. 70. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения //Вопр. психологии №3, с. 62-72. 71. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1988. 72. Соловьёв А. Е., Рувинский Л. И. Социальная детерминированность самооценки. 73. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 285 с. 74. Чубаров П. А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников. Дисс. канд. пед. наук. – Ленинград. - 1987. – 165 с. 75. Шиф Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. – М., - 1972. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: