Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учебной деятельности у младших школьников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 47  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение

Глава 1.Возрастные особенности развитие познавательных потребностей и учебную мотивацию у младших школьников.

1.1.Особенности познавательных потребностей и мотивации учебной деятельности у школьников младшего возраста.

1.2. Мотивы и классификация.

1.3. Мотивация. Теория мотивации ( учебной деятельности),Маркова, Ильин, Реан.

Глава 2. Периодизация возрастного развития. Основные психологические основы возраста (Эльконин), сделать акцент на младших школьников.

Глава 3. Эмпирическое исследование познавательной потребности и мотивации учебной деятельности у младших школьников.

2.1. Организация исследования………

2.2. Этапы исследования……..

2.3. Результаты исследования…

Заключение………

Список литературы……

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Надо мне её написать, должно быть 1 страница.

Объект исследования: познавательные потребности и мотивация учебной деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: структура учебных мотивов и интенсивности познавательной потребности у младших школьников.

Цель исследования: выявить возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Гипотеза исследования: познавательные потребности и мотивация к учебной деятельности у учащихся начальной школы имеют характерную возрастную динамику, причем с течением учебной деятельности происходит увеличение познавательных потребностей и уровня школьной мотивации, укрепление внутренней позиции и изменение структуры учебной мотивации школьника. Поменяла мне преподаватель гипотезу. Но вы посмотрите, может что-то можно по другому сформулировать. В процессе учебной деятельности происходит увеличение интенсивности познавательных потребностей и уровня учебной мотивации и изменение структуры учебной мотивации школьника с 1класса к 4 классу начальной школы.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи: МНЕ СДЕЛАТЬ

Методы исследования

1) библиографический метод (теоретический анализ научной и учебно-методической, психологической, педагогической, философской, социологической литературы);

2) психодиагностический метод - тестовые психодиагностические методики: методика "Изучение интенсивности познавательной потребности" (автор - В.С. Юркевич), методика "Диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов ( автор- Н. Г. Лускановой); Стандартная беседа (исследование внутренней позиции школьника, выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность) автор Т. А. Нежновой; методика "Диагностика структуры учебной мотивации школьника"(автор-М.В. Матюхиной);

3) количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.

4) математико-статистический метод обработки(t-критерий Стьюдента)

Теоретические основы

Практическая значимость исследования

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняло участие 52 ученика начальных классов школы МОУ СОШ № 12 г. Пушкино,(в том числе 26 человека- учащихся 1 класса; 26 человека- учащихся 4 класса).

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения/АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. - М.: Наука, 1989.

2. Активные методы в работе школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1990.

3. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 2003.

4. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избран, психол. труды. - М., 1980. - Т.2.

5. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М.: АСАDEMA, 1999.

6. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2004.

7. Бардин К. В. Как научить детей учиться.- М., 1987.

8. Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007.

9. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2004.

10. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: ВЛАДОС, 2003.

11. Безруких М. М., Ефимова С. П., Круглов Б.С. Как помочь первокласснику хорошо учиться.- М., 2007.

12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

13. Битянова М. Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе.- М., 2007.

14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М, 1968.

15. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. //Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

16. Божович Л. И., Славина С. Л. Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

17. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

18. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический проект: Трикста, 2006. - 256 с.

19. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. - М., 1956.

20. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - пресс, 2005, - (Психология: Классические труды).

21. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999.

22. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2004, - (Серия "Библиотека всемирной психологи").

23. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1987.

24. Гатанов Ю.Б. Психологические особенности влияния стиля педагогической деятельности на мотивацию учения учащихся, диссертация, Л., 2006.

25. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста // Ред. Д. Б. Эльконин.- М., 2007.

26. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

27. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии.- 1991.- № 6.

28. Данилова Е. Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994.

29. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов / АПН СССР; Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. - М.: АПН РСФСР, 1990. - 180 с.

30. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.

31. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 356 с. - (Мастера психологии).

32. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников.- М., 1975.

33. Дубровина И. В. Проблемы психодиагностики в психологической службе школы / Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987.

34. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Издательство Московского Университета, 1982.

35. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. - М.: Воронеж, 2003. (Серия "Психология России").

36. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, дополненное, исправленное и переработанное. - М.: Логос, 2006.

37. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. - М., 1972.

38. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев.: Высшая школа, 2007.

39. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008.

40. Калмыкова 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

41. Конопкин О. Л. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980.

42. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия. - М.: СЕНТЯБРЬ, 2006.

43. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - Питер, 2007.

44. Круглова Н. Ф.,Панов В. И. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность// Прикладная психология, 2001. - № 5.

45. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. - М., 2004.

46. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, М., 2001.

47. Левин К. Намерение, воля и потребность. - М., 2005.

48. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 2007.

49. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

50. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983.- Т.1.

51. Леонтьев А.Н. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. Серия Психол. №2, 1993.

52. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997.

53. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. - М.: Наука, 1989.

54. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

55. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 1990.

56. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., Питер, 2007.

57.Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М, 1984.

58.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 1990.

59.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования РФ от 27.06.03 № 28-51-513/16).// Школьный психолог,2007. - №1.

60.Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.

61. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В., - М.: ЧеРо, 2002.

62.Романова Е.С. Психодиагностика. - Спб.: Питер, 2008.

63.Рабочая книга школьного психолога / ред. И.В. Дубровина.- М., 1991.

64.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: АСАDEMA, 1999.

65.Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии.- М, 1998.

66.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: АСАDEMA, 1999г.

67.Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: АСАDEMA, 2007.

68.Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 2004.

Примечания:

Примечаний нет.