Возрастные различия восприятия природы у детей
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 62 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ПОДРОСТКОВ 7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников 7 1.2 Особенности возрастного восприятия природы у детей 13 1.3 Развитие экологического сознания школьников 22 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОРАСТНЫХ РАЗЛИЧИЙ ВОПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ У ШКОЛЬНИКОВ 31 2.1. Условия и методика проведения исследования 31 2.2. Результаты диагностики восприятия природы у подростков 5-8 классов 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 50 Экологические проблемы в последнее время занимают особое место среди проблем современного общества. Так, достаточно часто в качестве ос-новной задачи, которую должна решить современная цивилизация, называется преодоление глобального экологического кризиса и построение постиндустри-ального, информационно-экологического общества [9, С. 7]. Однако в результате непродуманной деятельности людей у систем раз-ных уровней организации жизни изменяются структурные компоненты, разру-шаются взаимосвязи между ними, утрачиваются характерные и приобретаются новые признаки, из-за которых искажаются функции, выполняемые ими на протяжении длительной эволюции. Это обстоятельство во многом обусловли-вает ухудшение состояния окружающей среды и затрудняет нормальное суще-ствование всего живого, включая и человека. Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к че-ловеку, а не как то, что заключено в нем самом. В массовом сознании прочно господствует так называемая стратегия технологического реформизма [24, С. 41]. Более того, такое отношение отражается даже в документах междуна-родных организаций, которые профессионально и на самом высоком уровне за-нимаются охраной природы - показательно, что в "Стратегии сохранения природы" Международного Союза Охраны Природы (1998 г.) такой пункт, как экологическое воспитание людей, находится лишь на седьмом, последнем мес-те. Но ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в ко-нечном счете, определяется реальным поведением людей, их экологическим сознанием. Поэтому особое значение сегодня имеет формирование у подрастающе-го поколения ценностного отношения к природе. Как известно, благодаря дея-тельности живых систем, на Земле поддерживаются сбалансированные условия для существования их самих и человека. Новое экологическое сознание должно быть пронизано духом равнопра-вия человека и природы, отдельных природных объектов, партнерского харак-тера взаимодействия с ними, оно базируется на идее "экологической этики" - распространения сферы действия этики на мир природы. Но очевидно, что по-настоящему партнерское, равноправное взаимодействие возможно только с тем, кто воспринимается как субъект, в противном случае оно носит характер использования. Тем более это касается применения этических принципов, по-скольку они возникли как "надприродные" механизмы регуляции поведения и, по определению, охватывают систему субъект-субъектных отношений. Таким образом, психологической основой преодоления глобального экологического кризиса является формирование эксцентрического обществен-ного, группового и индивидуального экологического сознания, а одна из важ-нейших его составляющих - формирование у человека восприятия природных объектов в качестве субъектов. Соответственно, требуется изучение субъектно-го восприятия природных объектов, выявление психологических механизмов, делающих его возможных, определение социальных и психологических исто-ков современного восприятия природы, закономерностей его развития в онто-генезе, включая дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, и т.д. Существует ряд работ, в которых на философском уровне рассматрива-ется вопрос о возможности восприятия природных объектов в качестве субъек-тов (Каган М.С. [17], Брунер Дж., Хесле В. [5] и др.). В то же время собственно психологических работ, посвященных проблемам взаимодействия человека с миром природы, изучению различных аспектов экологического сознания край-не мало. Среди них можно назвать следующие: исследование отражения эколо-гических проблем в сознании населения (Шаргаев М.А. [46]); исследование психолого-экологических аспектов формирования отношений учащихся к при-роде (Саутин Е.А. [38]); разработка критериев и методов изучения и формиро-вания отношения к природе у школьников (Сидельковский А.П. [39]). Особое значение имеет цикл исследований субъективного отношения к природе, про-веденный В.А. Ясвином [13, 52, 53]. Однако развернутых работ, непосредственно посвященных субъектному восприятию природных объектов, в отечественной психологической литературе практически нет. Можно назвать только несколько кандидатских диссертаций, в которых в определенной степени затрагивается эта проблема: наиболее близ-ко к ней исследование формирования представления о живом у дошкольников (Петяева Д.Ф. [31]); в определенной мере она затрагивается при рассмотрении влияния общения с природой на нравственное становление подростков (Шей-нис Г.В. [47]) и формировании ценностного отношения к живой природе у старшеклассников (Марков П. Г. [23]). Таким образом, с одной стороны, в рамках самой психологии существу-ет очевидный "пробел", выражающийся в том, что до сих пор специфика вос-приятия подростками природы оказалась практически неисследованной. С дру-гой стороны, формирование субъект-субъектного взаимодействия с миром при-роды является одним из условий преодоления глобального экологического кри-зиса. В связи с этим изучение особенностей восприятия природы подростками является актуальным. В данной работе анализ возрастных особенностей восприятия природ-ных объектов подростками велся на основе представлений, сформулированных в фундаментальных трудах по возрастной и педагогической психологии Л.И.Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, А.В. Запорож-ца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и др. Цель исследования - теоретическое и экспериментальное изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков 12-15 лет. Задачи исследования: 1. теоретический анализ литературы по проблеме восприятия; 2.изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков; 3.экспериментальное исследование возрастных различий восприятия природы школьниками 5-8 классов. Объект исследования: возрастные различия восприятия природы уча-щихся 5-8 классов общеобразовательной школы. Предмет исследования: процесс восприятия природы у детей подростко-вого возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что в процесс восприятия приро-ды школьниками меняется в онтогенезе. Практическая значимость данной работы определяется тем, что содер-жание работы, ее теоретические выводы и практические разработки по итогам экспериментального исследования представляются важными для изучения влияния возраста на процесс восприятия природы у подростков 12-15 лет. Методы исследования: ? анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ? констатирующий и формирующий эксперимент; ? методы статистической обработки полученной информации (табличный и графический методы). Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года. Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста - с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовав-ших в экспериментальном исследовании в каждом классе - 15 человек. Воз-раст школьников - 11-15 лет. 1. Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания //Избранные психоло-гические труды: В 2 т. - Т. 1. - М.: Наука, 1980. - 378 с. 2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1978. - 134 с. 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Психо-логия, 1982. - 298 с. 4. Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику. - М.: Педагогика, 1987. - 439 с. 5. Брунер Дж., Хесле В. Психология познания. За пределами непосредствен-ной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 450 с. 6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим вос-питанием детей //Играя, обучаемся. - 1999. - Вып.1. - С. 126-128. 7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии. - М.: Педагогика, 1976. - 315 с. 8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН СССР, 1960. - 670 с. С. 197-199. 9. Глазачев С.Н. Экологическое образование - веление времени //Вузовские вести. - 1998. - №9. - С. 7-15. 10. Гордиенко Л. Н. Воспитание и экология. - М.: Педагогика, 1984. - 102 с. 11. Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объек-тов школьниками: Автореф. канд. дис. - М., 1993. - 56 с. 12. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М.: МГППУ, 2002. - 16 с. 13. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Рос-тов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с. 14. Захлебный А.Н., Зверев И. Д., Суровегина И.Т. Охрана природы в школь-ном курсе биологии. - М.: Педагогика, 1977. - 213 с. 15. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 140 с. 16. Зверев И.Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. - 215 с. 17. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Психология, 1988. - 458 с. 18. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 429 с. 19. Краткий словарь по психологии /Под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Про-свещение, 1983. - 223 с. 20. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., прераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с. 21. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание /В кн.: Основы эстетиче-ского воспитания. - М., 1975. - С. 167-202. 22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Психология, 1984. - 430 с. 23. Марков П. Г. Формирование ценностного отношения к живой природе у старшеклассников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Астрахань, 2007. - 23 с. 24. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание //Высшее образование в России. - 1994. - №4. - С. 40-43. 25. Молодова Л. П. Экологические праздники в школе: Учебно-метод. пос. - М.: Асар, 1997. - 128 с. 26. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - 461 с. 27. Об экологическом образовании: Обзоры //Вестник высшей школы. - 1990. - №9. - С. 47-55. 28. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. - Л.: Север, 1980. - 256 с. 29. Педагогика: Учеб. пос. /Под ред. Л. Р. Болотиной. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с. 30. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187 с. 31. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. дис. - М., 1991. - 113 с. 32. Пиаже Ж. Избр. психол. произв. - М.: Прогресс, 1967. - 560 с. 33. Плахов И. А. Возрастные особенности познания природы детьми //Биология в школе. - 1996. - №3. - С. 36-41. 34. Полунина В. Н. Природа и дети. - М.: Педагогика, 1982. - 109 с. 35. Романова Э. Экологическое воспитание - проблема нравственная //Народное образование. - 1986. - №5. - С. 57-59. 36. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 694 с. С. 222. 37. Рубинштейн С. Л. Человек и мир //В кн.: Методологические и теоретиче-ские проблемы психологии. - М.: Наука, 1969. - 592 с. С. 349-350. 38. Саутин Е.А. Психолого-экологические аспекты формирования отношений учащихся к природе //Психолого-педагогическое сопровождение образова-тельного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. - 2 выпуск. - Елабуга: Елабужский гос. пед. ун-т, 1989. - 167 с. 39. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирова-ния отношений школьников к природе. - Ставрополь, 1988. - 112 с. 40. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания /В кн.: Со-временные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуаз-ных концепций. - М., 1987. - С. 56-115. 41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Радуга, 1974. - 512 с. 42. Тарасов С.В. Образ мира: Опыт изучения категориальных структур миро-восприятия школьников. - СПб.: ИОВ РАО, 1996. - 174 с. 43. Тихеева Е. Современный детский сад, его значение и оборудование. - М.: Педагогика, 1986. - 389 с. 44. Ушакова Л.Г. Значение природы в формировании творческой направленно-сти личности. - Рига: РГПУ, 1996. - 198 с. 45. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Пси-хология, 1989. - 340 с. 46. Шаргаев М. А. Экологическая этика и культура. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд.-во, 1993. - 25 с. 47. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф. канд. дис. - М., 1993. - 76 с. 48. Экологическая культура и экологическое воспитание: Кн. для учителя /Н.И.Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган. - М.: Просвещение, 1983. - 303 с. 49. Экологическое образование и воспитание: Метод. пособ. - К.: Веселка, 1990. - 29 с. 50. Экология, культура, образование: Материалы к конференции /Под ред. Н.М. Мамедова. - М.: БК, 1989. - 242 с. 51. Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках биологии //Биология в школе. - 1996. - №5. - С. 19-25. 52. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Автореф. канд. дис. - Даугавпилс, 1993. - 92 с. 53. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъектного отношения к природе в процессе экологического образования //Вопросы психологии. - 1994. - С.45-58. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: