Выявление особенностей личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный статус в группе сверстников 2009-72

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 5

1.1 Подходы к решению проблемы личности в зарубежной и отечественной психологии 5

1.2 Характеристика личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста 17

1.3 Влияние личностных особенностей дошкольников на их статус в группе сверстников 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 36

2.1 Программа исследования 36

2.2 Результаты исследования 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Введение

Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших в современном обществе. Она с каждым годом привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой изучения личности в системе социальных отношений, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Актуальность темы исследования определяется возрастающим интересом педагогов и психологов к вопросам становления детского коллектива и факторам, влияющим на статусное место ребенка в группе сверстников. Несмотря на то, что характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней достаточно подробно проанализированы в ряде работ, проблема факторов, определяющих статус ребенка в группе, остается недостаточно исследованной.

Объект исследования - личностные качества и статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Предмет исследования - взаимосвязь личностных качеств (агрессивности, тревожности, самооценки) детей и уровня их популярности в группе сверстников.

Целью нашего исследования является выявление особенностей личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный статус в группе сверстников.

Задачи исследования.

1. Изучение психологической литературы по теме исследования.

2. Изучение личностных качеств, особенностей самооценки и статусного места старших дошкольников в группе сверстников при помощи диагностических методик.

3. Выявление личностных особенностей детей и уровеня их популярности в группе.

Гипотеза исследования - Личностные особенности дошкольников имеют влияние на их статус в группе.

Для решения поставленных задач нами применялся комплекс диагностических методик:

Для диагностики личностных качеств детей мы использовали проективные методики:

- Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга;

- Проективные рисуночные тесты "Дом. Дерево. Человек" и "Рисунок несуществующего животного";

- Тест "Лесенка".

Для диагностики статусного места ребенка в группе сверстников мы применили:

- наблюдение за взаимоотношениями детей и

- социометрический метод исследования.

Новизна и теоретическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представление об основных факторах, влияющих на статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Структура работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательных учреждений с целью предупреждения конфликтов внутри детского коллектива, а также для своевременной коррекции неблагоприятного статуса детей, имеющих те или иные личностные особенности. Известно, что отклонения в развитии личности ребенка проявляются ярке и нагляднее всего именно в сфере его общения со сверстниками, которое, в отличие от общения со взрослым, характеризуется отстутствием жестких правил и ограничений и большей спонтанностью. Поэтому изучение личностных особенностей детей позволит предсказать возможные трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками, что очень важно именно в дошкольном возрасте, поскольку, как показывают многие исследования, статусное место ребенка в группе сохраняется и при его поступлении в школу, и в некоторых случаях и в подростковом возрасте.

Список литературы

1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991

2. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М., 1986

3. Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. - М., 1990

4. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1993

5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- М., 1996

6. Волков И. П., Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970

7. Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2 - Пермь, 1978

8. Г. Клаус. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.,1987

9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997

10. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности малых групп и коллективов. М., МГУ, 1979, 243 с.

11. Донцов А.И. Психология коллектива: методологическая проблема исследования. М., МГУ, 1984, 207 с.

12. Донцов А.И. О понятии "группа" в социальной психологии // Вестник психологии. - М., 1997. - №4. - C.17-25

13. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дисс… канд.психол.н. - М., 1972

14. Коломинский Я. Л., Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969

15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, ТетраСистемс, 2000

16. Кон И. С. В поисках себя. Личность и самосознание. - М., Политиздат, 1984

17. Костяк Т.В. Влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс их социализации. Дисс...канд.психол.н. - М., 2000

18. Крайг Г. Психология развития, - Санкт-Петербург, Питер, 2001

19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

20. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. - Л., 1967

21. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. - В кн.: Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982, с. 86-92

22. Леонтьев А Н Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1948

23. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., Политиздат, 1975

24. Леонтьев А.А. Психология общения. - М, Смысл, 1997

25. Лисина М И Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М, 1978

26. Лисина М.Ю. Проблемы онтогенеза общения. - Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996

27. Люблинская А. А. Детская психология. - М, 1971

28. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М., Гардарики, 2004

29. Марцинковская Т.Д. Психология развития. - М., 2001

30. Морено Д. Л. Социометрия / пер. с нем.- М., 1958

31. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985

32. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс,2000 - 352 с. (серия "Мир психологии")

33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. - Воронеж, 2000

34. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Дисс... канд.психол.н., Екатеринбург, 1999

35. Психологические тесты / под ред. Ф.Ф.Карелина. - М., Владос, 2000

36. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990

37. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. М., 1989

38. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1985

39. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., Прогресс, 1988

40. Роджерс К. К науке о личности. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты. - М., МГУ, 1986, с. 200-231

41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2003

42. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10 №1. С.10-21

43. Рябонеделя Н. Н. Влияние социальных эмоций на личностные особенности дошкольника // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах Сб. науч. трудов / Н. В. Мельникова (отв. ред. ) и др. - Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 1996, С. 13-17

44. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности. - В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси, Мецниереба, 1974

45. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии, 1998, № 3

46. Социальная психология / под ред. А.Н.Суховой, А.А. Деркача. - М., Академия, 2000

47. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / под ред. А.Л. Свеницкого. - СПб, "Питер", 2000

48. Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Учеб. пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996

49. Тименцева И.М. Особенности аффективной сферы младших школьников при разных типах детско-взрослых отношений. Дисс... канд.психол.н.,- М., 2002

50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, 1997

51. Чижова С.Ю. Социально-психологические механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста. Дисс...канд.психол.н. - Ярославль, 2001

52. Ярошевский Т. Личность и общество. - М., Прогресс, 1973

Примечания:

Примечаний нет.