Взаимодействие детей дошкольного возраста с воспитателями различных стилей деятельности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 74  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Общая характеристика психологических новообразований старшего дошкольного возраста

1.2. Влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка

1.3. Содержание и сущность педагогической деятельности.

1.4. Возможные варианты развития личности ребенка в зависимости от стиля педагогического взаимодействия

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

2.1. Обоснование методов и методик исследования

2.2. Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3

9

9

11

17

27

50

50

56

64

66

Введение

Актуальность работы

В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это прежде всего различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, воспитывающий потенциал.

Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-педагогической теории, ни в психолого-педагогической практике в нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия в деятельности педагога, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом.

Проблема психолого-педагогического воздействия на воспитанника и группу детей является одной из наиболее значимых и в то же время трудно решаемых в педагогической практике. В последние годы она обострилась еще сильнее в результате коренных изменений, происходящих на всех уровнях жизни нашего общества и объективно повлекших за собой отказ от прежней и создание новой концепции воспитания. В такой переходный период обостряются проблемы, связанные с формированием личности ребенка, и, как следствие, возникает необходимость совершенствования прежних и поиска новых методов воспитательного воздействия, отвечающих требованиям действительности.

Вместе с тем целесообразно рассматривать направления психологического воздействия на личность или группу, содержанием которых является управление условиями, средствами, движущими причинами и механизмами развития личности или группы. Большинство известных методов воздействия относятся к тому или иному стилю педагогического взаимодействия.

Особое место в изучении эффективности педагогической деятельности, по мнению А.А.Реана, А.Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема стиля педагогического воздействия. Таким образом, актуальным является вопрос об изучении особенностей использования манипулятивного стиля педагогами с различным уровнем профессионального мастерства.

Содержание работы с детьми и методика воспитания в деятельности педагога дошкольного учреждения в последние годы кардинально меняется. Изменения наблюдаются как в сфере методик воспитания и обучения, так и в самой базовой идее, философии воспитания. Идеологическая подоплека в педагогическом процессе все больше замещается гуманистическими, личностно-ориентированными тенденциями. Вместе с тем, отмечается противоречие между передовыми педагогическими разработками и предпосылками их реализации на практике. Сложность в применении инновационных подходов к воспитанию, личностно-ориентированная педагогическая деятельность воспитателя детского сада осложняется большой наполненностью групп в дошкольном учреждении, недостаточной метериально-финансовой базы, отсутствием у педагогов знаний и умений применения эффективных педагогических технологий.

Педагогический процесс предполагает наличие эффективного по своим результатам процесса взаимодействия «ребенок-педагог», которое содержит неиспользованные источники, средства решения воспитательных и дидактических задач (педагогический потенциал общения), реализуемые при определенных условиях. В исследованиях разных авторов, посвященных проблемам воспитательного и дидактического процесса, акцентируется изучение внутренних и внешних компонентов данных условий.

В качестве внешних условий (Юриков А.А., Кондрашев В.Н.) рассматриваются условия реализации воспитательных возможностей, связанных с созданием особой среды профессиональной деятельности педагога, характером и содержанием взаимодействия детей и воспитателя, влияющих на формирование позиции и профессиональных установок педагога. Содержание практических методик основывается на создании многообразия форм практической деятельности, способствующих раскрытию и развитию личности детей и педагогов. Отмечается тенденция к описанию педагога-профессионала как субъекта педагогической деятельности, ориентированного на развитие способностей у воспитанника и умеющего практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации.

Возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, заключающиеся в том, что дошкольник придает большое значение мнению авторитетного для него взрослого, стремится подражать стилевым особенностям поведения взрослого, - способствуют прочному усвоению образцов поведения значимого взрослого, откладываясь в психологической структуре личности ребенка фундаментальными свойствами.

Согласно Л.С. Выготскому, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Совместная коммуникативная деятельность ребенка и взрослого на этапе дошкольного детства является «зоной ближайшего развития» коммуникативных средств ребенка. Ребенок решает под руководством, при помощи и участии взрослого коммуникативные задачи, впервые овладевая новыми приемами решения, а в конечном итоге и приобретая способность применить данный способ для решения разного рода других задач и вне сотрудничества, в индивидуальном порядке.

Дефицит общения со взрослым, по данным В.П. Критской, Т.К. Мережко, способствует снижению у ребенка способности к саморегуляции деятельности и поведения, несостоятельности в обыденной жизни, к трудностям в установлении взаимоотношений с окружающими.

Влияние общения со взрослыми на взаимоотношения ребенка со сверстниками прослеживалось в исследовании Р.А. Смирновой. Ребенок, состоящий в тесном общении со взрослым, с огромным желанием стремится походить на него, действовать по его образцу. Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания в процессе свободного, не ограниченного императивным, со стороны взрослого, путем взаимодействия.

В исследовании Т.Д. Марцинковской изучалось влияние особенностей воспитания на взаимоотношения ребенка - дошкольника со сверстниками. Низкий статус в совместной деятельности, в частности, имеют дети, испытывающие на себе авторитарное влияние со стороны значимого взрослого. Причинами возникновения трудности общения ребенка со сверстниками могут явиться также чрезмерная опека взрослых и недостаток тепла в воспитании. Такие дети неохотно и с осторожностью вступали в совместную игру со сверстниками, часто оказывались в стороне от центра игровых событий.

Как отмечает Е.А. Панько, знание того, каково типичное поведение взрослых - родителей и воспитателей по отношению к ребенку, важно, поскольку оно определенным образом сказывается на детях, формировании их личностных качеств. Исследование данного автора доказывает, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ. У них больше возможностей для выражения своей активности, самостоятельности. Такой ребенок может не только свободно проявить радость, но и поплакать, не боясь, что над ним будут насмехаться. Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получает достаточно тепла и при этом испытывает постоянные ограничения в действиях, жесткий контроль со стороны воспитателей. Заметны также различия в самоуважении, самооценке, уверенности в себе, показателях творчества у детей.

Таким образом, специфика деятельности педагога старших групп детского сада предъявляет особые требования к личности педагога и его психологической подготовке, к внутренним предпосылкам успешности педагогической деятельности. Так, к примеру, по мнению А.Ф. Шадуры, личностная конгруэнтность (высокий уровень осознания своей личности и принятие себя) является центральной характеристикой, способствующей успешности человека в педагогической деятельности. Акцент на изучении особенностей и формировании стиля продуктивного педагогического общения ставился в работах Т.А Аржакаевой, А.А. Юрикова.

В рамках данной дипломной работы целью исследования является изучение взаимосвязи стиля педагогического взаимодействия педагогов с детьми старшего дошкольного возраста, с психологическими свойствами личности ребенка.

Задачи:

0. Теоретический анализ литературы по проблематике.

1. Выбор методов экспериментального исследования.

2. Анализ и интерпретация результатов.

Гипотезой исследования является предположение о существовании прямой взаимосвязи стиля педагогического взаимодействия воспитателей с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – стилевые особенности педагогического взаимодействия.

Предмет исследования – личность ребенка старшего дошкольного возраста.

Список литературы

0. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5.

1. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 316 с.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976.

5. Возрастная и педагогическая /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1979.

6. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1985. №5., стр. 23 – 28.

7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 76 с.

8. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990.

9. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.

10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2001. - 480 c.

11. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993.

12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с.

13. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

14. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. - 224с.

15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 248 с.

16. Изард К. Эмоции человека. /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во МГУ, 1980.

17. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. – Киров, «Информационный центр», кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991. – 129 с.

18. Килоева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997. – 321 с.

19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 2000 – с.416.

20. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984.

21. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., Наука, 1988.

22. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108.

23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. - 208 с.

24. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

25. Лисина М.И. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989. – 308 с.

26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.

27. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с.\

28. Майерс Д. Социальная психология, СПб, 1998 – с.668.

29. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997.

30. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986.

31. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

32. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М,: АРКТИ, 2000. – 48 с.

33. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с.

34. Мухина В.С. Детская психология /Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.

35. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 112 с.

36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

37. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974.

38. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

39. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. - 151 с.

40. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.

41. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с.

42. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с.

43. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989

44. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996.

45. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6.

46. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987.

47. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6

48. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3.

49. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии,. 1994, №4.

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

Примечания:

Примечаний нет.