Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и коммуникативных способностей в подростковом возрасте

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 110  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...6

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы общения

в подростковом возрасте …………………………………………………………....8

1.1. Подростковый возраст, его особенности……………………………………...8

1.2. Специфика общения в подростковом возрасте……………………………...13

1.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности…………………...21

Глава 2. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности и

коммуникативных способностей в подростковом возрасте……………………..27

2.1. Воздействие ценностно-смысловых ориентаций личности на

формирование и развитие коммуникативных способностей подростков……...27

2.2. Характери¬стика системы личностных смыслов …………………………….40

Глава 3. Экспериментальное психологическое изучение

коммуникативных способностей подростков…………………………………… 62

3.1. Методы и процедура исследования…………………………………………..62

3.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………..74

Заключение……………………………………………………………………….…87

Список литературы…………………………………………………………………88

Приложение 1 Опросник методики «Описание поведения» К.Томаса…………95

Приложение 2 Бланк теста УСК…………………………………………………100

Приложение 3 Бланк теста СЖО………………………………………………...105

Приложение 4 Бланк опроса методики М.Рокича………………………………108

Приложение 5 Таблица ответов респондентов по тесту УСК…………………111

Введение

Для развития человека важен каждый возраст. Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению многих психологов, становится обще¬ние.

Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром¬ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз¬никать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или «барьеров» общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины ХХ века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью дипломной работы является изучение взаимосвязи между коммуникативными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями подростков.

Объект исследования – сфера общения в подростковом возрасте.

Предмет исследования – особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и ценностно-смысловых ориентаций личности подростков.

Гипотеза заключается в предположении о том, что коммуникативные способности обуславливаются ценностно-смысловыми ориентациями личности подростков.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать коммуникативные способности подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

2. Изучить ценностно-смысловую сферу личности подростков, обуславливающих сферу общения.

3. Проанализировать взаимосвязь между коммуникативными способностями и ценностно-смысловыми ориентациями подростков.

Методики исследования:

1.Тест описания поведения К.Томаса.

2. Методика оценки уровня субъективного контроля (УСК).

3. Методика оценки смысложизненных ориентаций (СЖО).

4. Методика оценки ценностных ориентаций (ЦО).

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 368с.

2. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы//Вопросы философии. – 1998. - №7. – С. 170-178.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195 с.

4. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности//Вопросы психологии. – 1983. - №3. – С. 118-125.

5. Аугенберг И.В. Динамика формирования психофизиологических шкал у школьников//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 108.

6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.

7. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. – 1999. - №3. – С.140-146.

8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.

9. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. – 346с.

10. Белоус В.В., Дрокина И.Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 128.

11. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.

12. Блонский П.Г. Психология школьника. - М., 1997. - 575с.

13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 348с.

14. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.

15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

16. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301с.

17. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта//Вопросы психологии. – 1995. – Т.16. - №3. – С. 90-101.

18. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 346с.

19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1997. – 240с.

20. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. – 246с.

21. Григорьева Т.Г., Линская Л.3., УсольцеваТ.П. Основы конструктивно¬го общения: Методическое пособие для преподавателей. – М.: Совершенство, 1997. - 288с.

22. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. – 302с.

23. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288с.

24. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? – М.: МИРТ, 1995. – 377с.

25. Джайнотт, Хайм Дж. Родители и дети. – М.: Знание, 1986 .- 93с.

26. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

27. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

28. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПРИОР, 2002. – 560с.

29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс»,1997. – 406с.

30. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. - 112с.

31. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков//Вопросы психологии. – 1983. - №3. - С. 40 - 45.

32. Как построить свое «Я»/Под. ред. А.К.Зинченко. – М.: Педагогика, 1993. – 346с.

33. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостат¬ков характера у детей и подростков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 256с.

34. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психологический журнал. – 1993. - №3-4. – С. 130-136.

35. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 348с.

36. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. – 326с.

37. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подростка. - М.: Просвещение, 1987. – 386с.

38. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. – 422с.

39. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1980. – 346с.

40. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. – 366с.

41. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 69.

42. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

43. Коротаева В.В. «Хочу, могу, умею!» Обучение, погруженное в общение. - М., 1997. – 122с.

44. Крайс Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 288с.

45. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365с.

46. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного исследования/Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 228с.

47. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.

48. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. – 325с.

49. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

50. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 688с.

51. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.-263с.

52. Мир детства. Подросток. – М., 1982. – 365с.

53. Мир подростка/Под. ред. Р.Д. Снежневской. - М.: Педагогика, 1989. – 323с.

54. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 274с.

55. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проспект, 2001. – 384с.

56. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 334с.

57. Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1997. – 192с.

58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1992. – 426с.

59. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Издательство Московского университета, 1987. – 385с.

60. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

61. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: «КСП+», 1998. – 345с.

62. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 1987. – 327с.

63. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607с.

64. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.

65. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей обще¬ния. - М., 1987. – 238с.

66. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 20.

67. Психология подростка. Хрестоматия/Сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997. –364с.

68. Психология современного подростка/Под. ред. А.В. Петровского. - М., 1981. – 332с.

69. Психология современного подростка/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. – 275с.

70. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 396с.

71. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. –529с.

72. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков//Вопросы психологии. – 1997. - №4. – С. 39.

73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2000. – 712с.

74. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 183с.

75. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. - Л.: Просвещение, 1983. – 354с.

76. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991. – 348с.

77. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. - М.: Просвещение, 1987. – 376с.

78. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 388с.

79. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1997. – 372с.

80. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. – 278с.

81. С чего начинается личность/Под. ред. Р.И. Косолапова. - М.: Политиздат, 1984. – 328с.

82. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 303с.

83. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М.: Педагогика, 1988. – 125с.

84. Торре А.Д. Ошибки родителей. – М.: Прогресс, 1984. – 135с.

85. Учителям и родителям о психологии подростка/Под ред. Т.Г. Араканова. - М.: Высшая школа, 1990. – 277с.

86. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1988. – 114с.

87. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ¬ного подростка//Вопросы психологии. – 1985. - №1. – С. 26-32.

88. Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

89. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.

90. Формирование личности в переходный период от подрост¬кового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика,1987. – 225с.

91. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.

92. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. – Спб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.

93. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. – 1998. – С. 17.

94. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. – 375с.

95. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102.

96. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

97. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 34-38.

98. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 456с.

99. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 348с.

100. Эриксон Э. Детство и общество. – Спю: АСТ, 1996. – 592с.

101. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.

102. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.

103. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии. – 1999. - №6. – С. 54.

Примечания:

Примечаний нет.