Взаимосвязь детской и родительской тревожности
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 53 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Личностная тревожность и условия ее возникновения 1.2. Значимость взаимоотношений с родителями в развитии личности ребенка-дошкольника 1.3. Взаимосвязь уровня тревожности родителей и детей ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 2.1. Описание испытуемых и методов исследования 2.2. Описание и анализ результатов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 5 5 17 25 41 41 43 49 51 Актуальность работы. В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка. Дошкольный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми – родителями. Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.И.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. Родители, составляющие основное социальное окружение ребенка-дошкольника, могут проецировать на него весь спектр своих личностных качеств. В рамках данной дипломной работы мы выдвинули предположение о том, что личностная черта родителей – тревожность способствует формированию тревожности у ребенка-дошкольника. Целью данной дипломной работы является изучение взаимосвязи уровня тревожности родителей и детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучение тревожности детей – дошкольников. 2. Исследование тревожности родителей. 3. Исследование взаимосвязи тревожности родителей и детей – дошкольников. Объект исследования – личностная тревожность. Предмет исследования – влияние уровня тревожности родителей на уровень тревожности детей-дошкольников. Экспериментальной гипотезой является предположение о том, что существует взаимосвязь показателей тревожности родителей и показателей тревожности ребенка – дошкольника. 1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5. 2. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. 4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976. 5. Возрастная и педагогическая /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1979. 6. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990. 7. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977. 8. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. 9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с. 10. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986. 11. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. - 224с. 12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 248 с. 13. Изард К. Эмоции человека. /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во МГУ, 1980. 14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. 15. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. - 208 с. 17. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985. 18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с. 19. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с. 20. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997. 21. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 22. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 23. Мухина В.С. Детская психология /Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985. 24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 25. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. 26. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 27. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. - 151 с. 28. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. 29. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 30. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 31. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989 32. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996. 33. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. 34. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. 35. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6 36. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3. 37. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии,. 1994, №4. 38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: