Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального развития 1 глава
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 41 |
Формат: doc |
Год: 2007 |
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Специфика психического развития 5 1.2. Интеллектуальное развитие дошкольника 16 1.3. Эмоциональное развитие дошкольника. Методы оценки 24 1.4. Взаимосвязь эмоций и интеллекта (единство аффекта и интеллекта) у детей старшего дошкольного возраста 31 Список литературы 39 ВВЕДЕНИЕ Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой, в условиях школьной дезадаптации) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к недоразвитию “аффективных схем” и нарушениям взаимоотношений с окружающими и, кроме того, связан с трудностями в вербализации собственных переживаний и бедностью словаря, относящегося к аффективной жизни. В совокупности, это может проявляться в отставании темпов интеллектуального развития от нормативных показателей. Одна из наиболее актуальных проблем современного образования и воспитания связана с вопросом развития всех психических процессов личности в онтогенезе. Все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс обучения и воспитания направлен на их развитие и равновесие. Важным условием нормальной адаптации является относительное взаимосоответствие волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов. При нарушении такого соответствия могут наблюдаться феномены дезадаптивного поведения как у взрослых, так и у детей Определенные подходы к изучению становления детского мышления, речи и знаковых структур могут быть най¬дены при опоре на общие представле¬ния об устройстве и особенностях функ¬ционирования рече-языкового механиз¬ма. Такого рода механизм обла¬дает сложной структурой и целым ря¬дом специфических функций. Важ¬нейшей из них является функция «экстериоризации», выведения вовне через посредство языкового материала внут¬ренних психологических состояний. Адекватное эмоциональное развитие является необходимой предпосылкой появления способности к вербализации собственных переживаний, предпосылкой становления интеллектуальной сферы дошкольника. Целью работы является анализ взаимосвязи эмоционального и интеллектуального развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Специфика психического развития Исторически, понятия роста и развития зачастую сводились вместе. Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах „меньше-больше“. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи. Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития. Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди д Список литературы 1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990. 2. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с. 3. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92. 4. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии, 1996, №3 5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т6. М.: Педагогика. 1984. – с. 5-90. 7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г. 8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с. 9. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии, 1995, №2 10. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. – Ижевск, Изд-во РИУМЦ, 1999. – 44 с. 11. Детская психология: Учеб. пособие /Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: «Университетское», 1988. -399с. 12. Изард К. Эмоции человека /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой. - М.:Изд-во МГУ, 1980. 13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с. 14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, Изд-во «Университетское», 1997г. 15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с. 16. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 139 с. 17. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1979. 18. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г. 19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с. 20. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М„ 1985. 21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с. 22. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1967. – 264 с. 23. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с. 24. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З Неверович. М., 1985. 25. Руководство практического психолога. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академ-А., 1999. – 96 с. 26. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 288 с. 27. Салмина Н.Г. Концепция Л.С.Выготского и проблема развития символической функции // Вопросы психологии, 1994, №5 28. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития, 1996, №5 29. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 270 с. работа неполностью
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: