Взаимосвязь личностных особенностей с успешностью профессионального самоопределения старшеклассников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Исследование личностных особенностей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение 6

1.1 Психологические особенности современных старшеклассников 6

1.2 Ценностные и личностные ориентации современных старшеклассников 15

1.3 Система интересов как фактор обуславливающий профессиональную ориентацию старшеклассников 22

Выводы по главе 33

Глава 2. Экспериментальная часть 36

2.1 Цели, задачи, выборка 36

2.2 Описание методик исследования самооценки 37

2.2.1 Методика «ценностные ориентации» М. Рокича 37

2.2.2 Методика личностного дифференциала 42

2.2.3 Методика «дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова 45

2.3 Обработка и анализ результатов эксперимента 47

Выводы по исследованию 52

Заключение 54

Список литературы 57

Приложения 61

Введение

Введение

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрас-ту – период, который приходится примерно на 14-17 лет, т.е. на девятый – одиннадцатый классы. В переходный период появляются мотивы, отсутст-вующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» челове-ком) и связанный с ним интерес к учению. В этот период происходит социа-лизация подростка и закладываются основные интересы, реализующиеся в последствии в профессиональной деятельности.

Проблема исследования обуславливается тем, что в подростковый пе-риод и в период ранней юности происходят существенные изменения, харак-теризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это про-является в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отно-шение к себе. Меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший – плохой), отношение к себе как бы развивается в обратном направлении, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. В процессе познания своего «Я» учащиеся на-чинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при перехо-де от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоцио-нальную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спо-койном эмоциональном фоне.

Актуальность исследования заключается в том, что подростки к мо-менту окончания основной школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Как следствие многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и по-этому желают продлить в колледже или ВУЗе, совершая при этом неверный выбор. Другие же, не удовлетворенные своими настоящими успехами в шко-ле, стремятся скорее ее окончить, но что будет потом, им тоже неясно и вну-шает опасение. Необходимо подчеркнуть, что устремленность в будущее только в том случае оказывает благотворное влияние на формирование лич-ности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности на-стоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответст-венно, женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отноше-ния к представителям другого пола и соответствующие формы поведения [8, c.20-25]. При этом у старших подростков притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она наце-лена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми высту-пает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, не-обходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Новизна исследования, заключается в том, что в процессе исследова-ния будут учитываться не только личностные качества старшеклассников, обуславливающие формирование профессиональных интересов, но и соци-альные факторы, формирующие его сферу интересов. Переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда свя-зан с большими трудностями. Это связано с тем, что специфика психологи-ческих проблем современного периода определяется необходимостью освое-ния нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют корней в профессиональной культуре общества, с дру-гой – происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм профес-сионализации, которые претерпевают изменения в сегодняшних условиях.

Цель исследования изучение системы личностных ценностей и сферы интересов как фактора, определяющего формирование профессиональной направленности в подростковом (старшем школьном) возрасте.

Предмет исследования – система ценностей и сфера интересов

Объект исследования – личностные ценности и сферы интересов под-ростков, как фактор профессионального самоопределения подростков

Гипотеза исследования – в процессе выбора профессии подростки стремятся к достижению максимального количества деловых контактов не-обходимых для творческой самореализации и обуславливающихся личност-ной направленностью.

Методы исследования:

• Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова;

• Методика исследования личностного дифференциала Бехтерева;

• Методика исследования «ценностных ориентации» М. Рокича.

Задачи исследования:

• провести исследование сферы интересов старшеклассников и их влияние на профессиональную ориентацию;

• указать особенности системы интересов и учебной деятельности как фак-торов обуславливающих профессиональную ориентацию школьников;

• провести экспериментальное исследование системы интересов и профес-сиональной ориентации старшеклассников;

• обработать и проанализировать результаты эксперименты;

• сделать выводы по результатам исследования.

Список литературы

Список литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Аспект-Пресс, 1997

2. Баженова Л.М., Собкин В.С., Франко Г.Ю. Шариков А.В. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе – М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1989

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 1998

4. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т – М., Медицина, 1993

5. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних нарушителей // Вопросы психологии. – 1999. – №5

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – М.: Аспект-пресс, 1997

7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1997

8. Дубровина А.К. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // в сбор. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – СПб.: Питер, 1997

9. Дубровская Е.М., Тихомадрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе. В сборн. Введение в практическую социальную психологию / под. ред. Жукова Ю.М.. Петровской Л.А., Соловьевой О.В. – М.: Смысл, 1999

10. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и ранней взрослости // автореф. дисс. док. псих. наук – СПб.: СПБ.ГУ, 1996

11. Карпов А.П. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе – М., 1986

12. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. – 2000. – №3

13. Кирякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности – СПб.: Дело, 1992

14. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М.: Прогресс, 1984

15. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Медицина, 1988

16. Куницина В.Н. Восприятие подростком человека и самого себя – СПб.: СПб.ГУ, 1998

17. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.,1990

18. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-иссле¬довательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы // Под ред. Л.С. Зазнобиной – М.: Изд-во Южного округа управления московского образования, 1999

19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику – М.: Академия-пресс, 1997

20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: Академия-Пресс, 1997

21. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.-Воронеж, 1999

22. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредованный фактор влияния самооценки на интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 1998. №1

23. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации: сборник статей научно-практической конференции – М.: изд-во МГУ, 2001

24. Практическая психодиагностика // под ред. Райгородского Д.Я. – Самра, Бахрах, 2000

25. Психологическая служба в школе // Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1994

26. Психология подростка. Полное руководство // под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003

27. Психология человека от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. – СПб., 2002

28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб.: Питер, 2000

29. Реан А.А Психология познания личности учащихся – М.: Высшая школа, 1990

30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности – М.: Академия-Пресс, 1994

31. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб., Питер, 2000

32. Сафин В.Р. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. №3

33. Словарь психолога-практика // сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 892 с.

34. Собкин B.C., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. – М.: Министерство образования РФ, 1992

35. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка личности – М.: Речь, 1999

36. Туманова Е.Н. Кризисная ситуация в жизни подростков из неблагополучных семей // автореф. дисс. психол. наук – СПб.: СПбГУ, 2001

37. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина – М.: Центр социологии образования РАО, 1995 – Т. III, Вып. IV.

38. Цымбаленко С.Б., Щеглова С.Н. Кто они, подростки 90-х? – М.: Юнпресс, 1995

39. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека – М., ЛОГОС, 1996

40. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий – Ростов н/Д.: Феникс, 2002

41. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. – 1999. – №5

42. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни – СПб., Питер, 1996

43. Эриксон Э. Детство и общество – СПб., Питер, 1999

44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис – М.: Прогресс, 1996

45. Ядов В.А. Социальная идентичность личности – М., Высшая школа, 1994

Примечания:

Примечаний нет.