Взаимосвязь межличностных отношений в группе подростков с различным психологическим климатом

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 55  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Индивидуально-психологические особенности подростка 6

1.2. Психологическая сущность сферы межличностных отношений подростка 18

1.3. Факторы благоприятного социально - психологического климата коллектива 26

1.4. Социометрический статус подростка в группе сверстников 28

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 32

2.1. Описание выборки и методов исследования 32

2.2. Анализ результатов исследования 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Введение

Актуальность работы

Интерес к проблемам общения проявляют практически все психологические дисциплины. По мнению Б.Ф.Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека. Общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Кроме того, как отмечает Е.С.Кузьмин, все социально – психологические черты приобретаются через личный опыт общения.

Тем большую актуальность приобретает изучение специфики межличностных отношений в подростковом возрасте – возрасте, наполненном конфликтными переживаниями, характерологическими проявлениями формирующейся личности. Зачастую, такие негативные личностные черты как агрессивность, конфликтность и т.п. проявляется наиболее ярко и неожиданно именно в подростковом возрасте.

Подростковый возраст является важным этапом становления образа «Я», системы личностных черт и свойств метаиндивидуальности. Определенная степень незрелости личностных механизмов, чувство собственной неполноценности ввиду действительных, а чаще всего, мнимых, дефектов, зачастую ведут к формированию дезадаптивного поведения в системе межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников, ухудшению психологического климата в классе.

Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками. В рамках данной работы автором изучаются особенности межличностных отношений подростков со сверстниками и их влияние на психологический климат в классе.

На наш взгляд, теоретическое и практическое изучение данной взаимосвязи необходимо прежде всего потому, что важно понять механизм влияния личностных новообразований подросткового возраста на формирование социально неприемлемых форм поведения, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции отклоняющегося поведения.

Целью данной работы является выявление и анализ взаимосвязей особенностей межличностных отношений подростков в группе сверстников с психологическим климатом.

Объект исследования особенности межличностных отношений

Предмет исследования – особенности межличностных отношений подростков с различным психологическим климатом в группе.

Задачи исследования:

1. Анализ специфики и условий эффективности системы межличностных взаимоотношений в группе подростков.

2. Выявление особенностей межличностных отношений в группе подростков и психологического климата.

3. Выявление характера взаимосвязи особенностей межличностных отношений подростков и уровня благоприятности психологического климата.

Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии влияния особенностей межличностных отношений подростков, таких как уровень агрессивности, сотрудничества, принятия другого на психологический климат в группе.

Теоретико-методологические основы: проблемой межличностных отношений занимались А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др., особенности подросткового возраста изучались в трудах И.С. Кона, М.Кле, Ф. Райса и др., специфика психологического климата в коллективе была проанализирована в работах И.Л. Коломинского и др.

Методы исследования: психологическая диагностика при помощи методик:

1. Тест Лири «Диагностика межличностных отношений»

2. Методика «Оценка взаимоотношений подростка с классом»

3. Методика Ханина (благоприятность психологического климата в классе)

4. Метод социометрии.

Корреляционный анализ данных, анализ статистических различий.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. //Проблема общения в психологии. – М., 1981.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994.

4. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности. //Проблема общения в психологии. – М., 1981.

5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л., 1970.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

7. Бороздина Л.В. Вединска Л. Притязания и самооценка. //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1986. - №3.

8. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. – М., 1984.

9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

10. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.

11. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста. //Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961.

12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии, 1990, №4

13. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки. //Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.

14. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.

15. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.

16. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

17. Кон И. С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Советская педагогика, 1971, № 12.

19. Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. – Минск, 1991.

20. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. //Психология межличносного познания /Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1981.

21. Куракин А.Т., Новикова Л.И. Педагогические проблемы общения. //Проблемы общения и воспитания. – Т.1. – Тарту, 1974.

22. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память. //Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 1 - 30.

23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

24. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии.- //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

25. Лутошкин А. Н. Динамика эмоционального поведения в процессе общения. - //Проблемы общения и воспитания. – Т. 2. – Тарту, 1974.

26. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 1988, №3

27. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982.

28. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.

29. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

30. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1999.

31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

32. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с.

33. Пантилев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991.

34. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

35. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб., 2001.

36. Прихожан А. М. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении. - //Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974.

37. Прихожан А.М., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

38. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

39. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. /Под ред. Памукова Т.И. – Москва – Воронеж, 1996.

40. Психологические особенности самосознания подростка /Под ред. М. И. Боришевского. – Киев, 1980.

41. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989.

42. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

44. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987,

45. Реан А. А. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., – 2000.

46. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. //Вопросы психологии, 1991, №4.

47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

48. Ронзин Д. В. Трудности подросткового возраста: психологический аспект. – Л., 1989.

49. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

50. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми.- //Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

51. Сапожникова Л. С. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении. //Социогенные потребности. – Тбилиси, 1974

52. Саржвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989.

53. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. – Москва – Воронеж, 2002.

54. Селиванова И. Л. Школьный класс. – М., 1988.

55. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 1996.

56. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979.

57. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

58. Толмасова А. К. Социально-психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности. - //Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. тр. /Под ред. А. В. Петровского. – М., 1988.

59. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1990.

60. Федорова Г. Г. Трудный подросток: становление личности. – СПб., 1992.

61. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

62. Хохлова Л. П. Формирование межличностного восприятия у детей и подростков. – Ташкент, 1990.

63. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981.

64. Ценципер А. Б. опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. - //Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970.

65. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии. //Вопросы психологии. – 1998. - №3.

66. Цукерман Г.А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995.

67. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

68. Шакуров Р. Х. Самолюбие детей. – М., 1969.

69. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с.

70. Эльконин Д.Б., Драгунов Г.М. Младший подросток. – М., 1967.

71. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Общ. ред. Толстых А. В. – М., 1996.

Примечания:

Примечаний нет.