ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Украина)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 88  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтности и самооценки в пси-хологии……….........……………………………………………………..…..6

1.1. Понятие самооценки, ее виды……………………………………………6

1.2. Психологические особенности самооценки дошкольника....................15

1.3. Психологические проблемы конфликтности человека………………...21

1.4. Общая характеристика конфликтности дошкольника………………….35

Глава II. Экспериментальное изучение влияние самооценки на уровень кон-фликтности в старшем дошкольном возрасте……………………………50

2.1. Описание методов исследования………………………………...........50

2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………………….55

Заключение……………………………………………………………………...65

Библиография……………………………...........................................................67

Приложение..........................................................................................................73

Введение

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важ-нейших отношений личности к окружающему миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и воз-можных способах своевременной диагностики приобретает первостепенное значение.

Необходимость ранней диагностики нарушений общения со сверстника-ми вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе дошколь-ного образовательного учреждения есть дети, отношения которых со сверстни-ками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устой-чивый, протяженный во времени характер. Следовательно, диагностика сим-птомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального диском-форта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Не-знание их, делает малоэффективными все попытки изучения и построения пол-ноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивиду-ального подхода к формированию личности ребенка.

Уровни конфликтности личности определяет специфика ее самооценки, которая складывается в течение всей жизни, но, однако наиболее интенсивное ее формирование приходится на дошкольное детство. Если вспомнить учение о кризисах развития Э. Эриксона и Л.С. Выготского, то можно предположить, что сензитивной фазой формирования самооценки, является как раз период кризи-са, когда вскрываются основные противоречия между новыми возможностями и потребностями ребенка и старой системой отношений со взрослыми. В зави-симости от принципиального разрешения этого противоречия и закладывается либо адекватная, либо неадекватная самооценка в двух различных формах, впо-следствии с трудом поддающаяся коррекции и изменениям. Любые нарушения адекватности в системе самооценок лежат в основе внутренних противоречий и, как следствие этого внутренних и внешних конфликтов.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет //Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 1977. С. 29.

2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания /Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I /Под ред. А.А. Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980. С. 103-127.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М.: МГУ, 1978. - С. 167 - 169.

4. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей /Психология дошкольника: Хрестоматия. - М, 1998. С. 260-271.

5. Антипов Л.В., Кудряшов А.П. Лучшие психологические тесты. - М., 1992.

6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000.

7. Батаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1990.

8. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986. С.420

9. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187с.

10. Бодалева и др.-М.: Педагогика, 1980. С. 103-127.

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Межд. пед. академия, 1995.-209с.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение 1968.-468 с.

13. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии, 1975. № 1. С. 80-89.

14. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука. 1989. - С. 18 - 21.

15. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М.: RISC, 1998. - 183 с.

16. Вегнер А.Л. Психологические рисуночные тесты.- М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.-159 с.

17. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы //Дошк. воспитание, 1988. №6. С. 56-59.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - пресс, 1999.-533с.

19. Гайдамак А.Н., Ковчак О. Диагностические и коррекционные задания в работе с трудными детьми. - Шадринск, 1999

20. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 1 -7 лет. - М., 1992.

21. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

22. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464с.

23. Гинзбург М.Н. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. - 1988. - № 2. С. 19-26

24. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1987. - 192с.

25. Демина А.А. Трудный ребенок. //Дошкольное воспитание. - 1990 - № 3.

26. Елагина О.А. Почему ребенок становится несговорчивым, а порой трудным //Дошкольное воспитание. -1988 №4,7

27. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001.

28. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. /Социальная психология и психологическое планирование /Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. - Л., 1972. С. 33-39.

29. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса //Вопросы психологии. - 1990 - № 4.

30. Запорожец А.В, Психология развития ребенка /Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1986. -316с.

31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127с.

32. Захарова А.Е. Структурно - динамическая модель самооценки //Вопросы психологии. - 1989. - № 1.

33. Захарова А.Е., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению //Новые исследования в психологии. - 1985 - № 2; 1986 № 1.

34. Зейгарник Б.В. Теории личности. - М.:МГУ, 1981

35. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195с.

36. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер, 2001 - 416 с.

37. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970. -392с.

38. Коменская В.Г. Психология защиты и мотивации в структуре конфликта. - СПб., 1999, 287 с.

39. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М. 1991.

40. Коломинский Я.Л. А как ты ко мне относишься? // Семья и школа. -1996.-№ 10

41. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. // Вопросы психологии, 1990. №2.

42. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.,1988

43. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978.

44. Кон И.С. Социализация личности. - М., 1967.

45. Конфликтология /Аллахвердова О.В., Викторов О.В., Иванов М.В., Иванова Е.Н., Кармин А.С., Липницкий А.В.; под ред. Кармина А.С. - СПб.: Лань, 2001. - 470с.

46. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М., 1996, 298 с.

47. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977.

48. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

49. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - М., 1989.

50. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. проф. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ.психологии, 1999.

Примечания:

Примечаний нет.