ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 6

1.1. Особенности подросткового возраста 6

1.2. Формирование самосознания и самооценки подростка в процессе взаимодействия 11

1. 3. Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса подростка в группе сверстников 26

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 35

2. 1. Организация и методы исследования 35

2.2. Анализ полученных результатов 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Список литературы 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Введение

Личность - системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отноше¬ний и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характери¬зующееся особым образованием-подструктурой самоотношения.

Феномен самоотношения в качестве своих от¬дельных сторон включает самосознание, самопознание, самоо¬ценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, само¬регуляцию, а понятие самоотношения является родовым от¬носительно понятий самопознания, самооценки и других по¬добных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих, широкий спектр феноменов внутренней жизни личности.

Осознание отношения к себе сопряжено с пережива¬ниями определенной степени интенсивности. Устойчивое отношение личности к себе становится характерологиче¬ской ее особенностью. Как под¬метил Б.Г.Ананьев, оно завершает структуру харак¬тера, обеспечивает его целостность, выполняя функцию саморегулирования и самоконтроля, способствуя образо¬ванию и стабилизации внутреннего единства личности.[2]

Известно, что одним из факторов, обусловливающих индивидуальный стиль поведения личности в различных группах и ситуациях, является понимание ею себя и соб¬ственная оценка себя. У личности есть, с одной стороны, более или менее сложившееся устойчивое отношение к себе, а с другой — ряд динамичных оперативных обра¬зов, в которых отражено то, как она воспринимает себя в различных жизненных ситуациях и внутри той или иной группы. Каждый человек, переступая «порог» в своем жизненном движении, видоизменяет свое «Я». В зависи¬мости от конкретных условий общения человек как бы все время перевоплощается в те или иные роли. Любая социальная микросистема, частью которой является человек, имеет свой сложившийся и достаточно постоянный психологический климат, определяющий специфическую форму взаимодействия людей. Включаясь в это взаимодействие, каждый человек раскрывает себя в определенной степени, с определенной стороны, непрерывно самоконтролируя свое поведение. Вначале само¬контроль, обусловленный формой внешнего взаимодействия людей, ярко выражен и постоянно направлен на соотношение поведения с регулирующим его оперативным образом. В дальнейшем форма и стиль поведения человека в данных конкретных условиях общения закрепляется, приобретает некоторый шаблон, инерционные моменты и соответственно ослабевает необходимость самоконтро¬ля. При более или менее непрерывном поддержании об¬щения в определенной группе приобретается инерцион¬ное владение оперативным образом, легкость вхождения в группу, свобода поведения в ней. Иногда после пере¬рыва общения в той или иной группе возобновить его бывает трудно: не удается вновь включиться в группу через те оперативные образы себя, на которых было осно¬вано поведение раньше, поскольку разрушается привыч¬ный тип взаимодействия. В таких случаях общение либо распадается, либо строится затем на новых психологиче¬ских основах.

Проводимое исследование было основано на положениях, развиваемых в отечественной психологической науке и прежде всего в рамках культурно – исторической концепции Л. С. Выготского, а также работах Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И., Божович Л.И. по проблемам развития и становления личности.

Актуальность данной темы определяется следующим: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11-12 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как общение и самосознание.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь школьным психологам и педагогам современной общеобразовательной школы.

Целью настоящего исследования является определение взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом подростков в группе сверстников.

В данной работе решались следующие задачи:

1. Исследовать личностные особенности подростка;

2. Изучить социометрический статус подростка в группе;

3. Подбор диагностического материала.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки подростка и его социометрический статус в группе сверстников.

Гипотеза: мы предположили, что самооценка подростка в группе сверстников имеет прямую связь с его социометрическим статусом.

Объектом исследования были учащиеся шестых классов, средней школы г. Ижевска. Всего 81 человек, 11-12 лет. Из них 41 девочка и 40 мальчиков.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы и методики:

1) Наблюдение

2) Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в мод. А.М.Прихожан; [25]

3) Тест-опросник личностной зрелости под ред. Ю. З. Гильбуха; [40]

4) Социометрическая методика. [25]

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. //Проблема общения в психологии. – М., 1981.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994.

4. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности. //Проблема общения в психологии. – М., 1981.

5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л., 1970.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

7. Бороздина Л.В. Вединска Л. Притязания и самооценка. //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1986. - №3.

8. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. – М., 1984.

9. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста. //Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961.

10. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки. //Психодиагностика и школа. – Таллин, 1980.

11. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

12. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.

13. Кон И. С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

14. Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. – Минск, 1991.

15. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. //Психология межличносного познания /Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1981.

16. Куракин А.Т., Новикова Л.И. Педагогические проблемы общения. //Проблемы общения и воспитания. – Т.1. – Тарту, 1974.

17. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память. //Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 1 - 30.

18. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии.- //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

19. Лутошкин А. Н. Динамика эмоционального поведения в процессе общения. - //Проблемы общения и воспитания. – Т. 2. – Тарту, 1974.

20. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.

21. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1999.

22. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

23. Пантилев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991.

24. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

25. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб., 2001.

26. Прихожан А. М. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении. - //Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974.

27. Прихожан А.М., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

28. Психологические особенности самосознания подростка /Под ред. М. И. Боришевского. – Киев, 1980.

29. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. /Под ред. Памукова Т.И. – Москва – Воронеж, 1996.

30. Реан А. А. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., – 2000.

31. Ронзин Д. В. Трудности подросткового возраста: психологический аспект. – Л., 1989.

32. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

33. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми.- //Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

34. Сапожникова Л. С. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении. //Социогенные потребности. – Тбилиси, 1974

35. Саржвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989.

36. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. – Москва – Воронеж, 2002.

37. Селиванова И. Л. Школьный класс. – М., 1988.

38. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 1996.

39. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

40. Тест – опросник личностной зрелости. /Под ред. Гильбуха Ю. З. – К.: НПЦ Перспектива, 1995.

41. Толмасова А. К. Социально-психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности. - //Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. тр. /Под ред. А. В. Петровского. – М., 1988.

42. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1990.

43. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

44. Федорова Г. Г. Трудный подросток: становление личности. – СПб., 1992.

45. Хохлова Л. П. Формирование межличностного восприятия у детей и подростков. – Ташкент, 1990.

46. Ценципер А. Б. опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. - //Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970.

47. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии. //Вопросы психологии. – 1998. - №3.

48. Цукерман Г.А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995.

49. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

50. Шакуров Р. Х. Самолюбие детей. – М., 1969.

51. Эльконин Д.Б., Драгунов Г.М. Младший подросток. – М., 1967.

52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Общ. ред. Толстых А. В. – М., 1996.

Примечания:

Примечаний нет.