Взаимосвязь склонности к манипуляции учителей – предметников с их квалификационной категорией
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 57 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ И МАНИПУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Сущность процесса педагогического общения 1.2. Психологическая манипуляция. Личность манипулятора 1.3. Эффективность деятельности педагога – манипулятора и педагога – актуализатора 1.4. Пути взаимодействия учителя и учеников ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 2.1. Описание испытуемых 2.2. Описание методов исследования 2.3. Описание результатов исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 6 6 9 14 35 40 40 40 45 54 56 Актуальность работы В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах. Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это прежде всего различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, воспитывающий потенциал. Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности психологического воздействия ни в психолого-педагогической теории, ни в психолого-педагогической практике в нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия в деятельности педагога, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом. Особое место в изучении эффективности педагогической деятельности, по мнению А.А.Реана, А.Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема педагогического манипулятивного общения. Педагог-манипулятор, по мнению данных авторов, использует разнообразные психологические приемы для поддержания своего авторитета среди учащихся и коллег – учителей. Зачастую применение данных приемов может снижать эффективность педагогического труда, т.к. внимание учителя привлечено не к соблюдению плана урока и правильности изложения материала, а к созданию новых манипулятивных приемов. В связи с этим возникает вопрос об изучении особенностей использования манипулятивного стиля педагогами с различным уровнем профессионального мастерства. В рамках данной дипломной работы на примере анализа основных стратегий психологического воздействия в профессиональном общении педагогов с различным уровнем квалификации мы попытаемся выделить основные принципы организации процесса межличностного взаимодействия и выявить взаимосвязь между уровнем выраженности манипуляции и квалификационной категорией. Целью данной дипломной работы является выявление взаимосвязи между склонностью педагога к манипуляции и степенью автономности личности учащегося. Объект исследования: склонность к манипуляции. Предмет исследования: взаимосвязь склонности к манипуляции учителей разной квалификационной категории со степени автономности личности учащегося В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи: 1. изучить специфику процесса педагогического общения; 2. сопоставить подходы к изучению личности манипулятора; 3. описать особенности манипулятивной и развивающей стратегий в деятельности педагога; 4. провести экспериментальное исследование особенностей профессионального общения педагогов. Гипотезой исследования являются предположения о том, что: 1) с повышением квалификационной категории педагога снижается его склонность к манипуляции; 2) с повышением уровня манипуляции педагога снижается степень автономности личности учащегося. 1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с. 2. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии, 1994, №4. 3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.–272 с. 4. Братченко С.Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод. пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. С. 56 - 62. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб:, Питер Ком. 1999. - 528 с. 6. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216. 7. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психологический журнал, 1993, №4. 8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2000. – 384 с. 10. Знаков В.В. Макиавелизм и феномен вранья //Вопросы психологии, 1999, №6. 11. Знаков В.В. Методика исследования макиавелизма личности. – М.: Смысл, 2001. – 20 с. 12. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал 1997. Т. 18. № 1. 13. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3. 14. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии, 1995, №6. 15. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М. 1972. 16. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л.1985. 17. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов-на-Дону,1992 – 64 с. 18. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248 19. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с. 20. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. 21. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с. 22. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 418 с. 23. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 1999 - 224 с. 24. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии, 2000, №1 25. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопросы психологии, 1998, №4. 26. Столин В.В, Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 287 с. 27. Хараш А.У. Личность в общении. /Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987, с. 30. 28. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999. - 608 с. 29. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: