Взаимосвязь уровня личностной и ситуативной тревожности с общим уровнем креативных способностей детей младшего школьного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…...……… 3

Глава 1. Тревожность ………………………………………………………...……. 6

1.1. Определение личностной и ситуативной тревожности. Соотношение

понятий: тревожность, тревога………………………………………..….….. 6

1.2. Тревожность и страх: историко-философский взгляд ………………...……12

1.3. Происхождение и причины детской тревожности, способы

их преодоления ………………………………………………………………. 16

Выводы по главе 1 …………………………………………………………….….. 25

Глава 2. Креативность ………………………………………………………...…. 27

2.1. Механизм и фазы творческого процесса……………………………………. 29

2.2. Творчество как психический процесс……………………………..…...…… 32

а) отношение к творчеству в различные эпохи…………………..…………. 32

б) роль бессознательного в творчеством процесс………………………….. 34

2.3. Концепции креативности…………………………………………….………. 36

2.4. Развитие творческих способностей………………………………….……… 45

2.5. Мотивация творческой личности……………………………………..….….. 50

2.6. Возрастная динамика творчества……………………………………….…… 53

Выводы по главе 2 ……………………………………………..…………………..55

Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и

креативных способностей детей младшего школьного возраста …… 57

Выводы по главе 3 …………………………………………………………………68

Заключение ……………………………………………………………………….. 69

Список литературы ……………………………………………………………… 73

Приложение №1-14………………………………………………………………. 77

Введение

Актуальность работы: Проблема творческих способностей интересовала человечество достаточно давно. По данному вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений и теорий как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе.

В настоящее время назрела необходимость дополнения теоретических и практических построений, относящихся к взаимосвязи тревожности с креативными способностями детей младшего школьного возраста. Хотелось бы надеяться, что новые данные о взаимосвязи тревожности с креативными способностями позволят прояснить природу явления, закроют некоторое белое пятно в существующих представлениях и позволят разрешить имеющиеся противоречия.

На сегодняшний день недостаточное исследование тревожности в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем.

Также общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала ребенка, делают особенно актуальной проблему развития творческих способностей растущего человека как личности.

Цель дипломной работы выявить взаимосвязь уровня личностной и ситуативной тревожности с общим уровнем креативных способностей детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) Проанализировать понятия личностной и ситуативной тревожности и выявить психологические особенности проявления этих качеств у детей младшего школьного возраста.

2) Проанализировать психологические особенности творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

3) Подобрать и апробировать диагностические методики для решения задач экспериментальной части исследования.

4) Экспериментально исследовать характер влияния личностной и ситуативной тревожности на различные виды творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования являются психические особенности личности у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня личностной и ситуативной тревожности с общим уровнем креативных способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что у детей, обладающих более высоким уровнем креативных способностей сильнее проявлена личностная и ситуационная тревожность.

Методы и методики исследования:

1) теоретический анализ;

2) субтест Дж.Гилфорда «Употребление предметов»;

3) субтест П.Торренса «Завершение картинок»;

4) шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина на выявление личностной и ситуативной тревожности;

5) тест тревожности В.Амен, М.Дорки и Р.Тэммл;

6) методы описательной статистики;

7) сравнительный и частотный анализ;

8) беседа с учителями;

9) наблюдение за детьми.

Метод математической статистики: двухвыборочный F-тест для сравнения дисперсий двух генеральных совокупностей.

База исследования: школа № 43 в городе Хабаровске, 2 «а» и «б» классы, 48 испытуемых в возрасте с 7 до 9 лет. Всего 29 мальчиков и 19 девочек.

Структура работы: введение, основные главы, заключение, список литературы, приложения.

Новизна исследования: проведен теоретический анализ и систематизация материалов исследований по проблемам развития творческих способностей, а также причинах возникновения и способам коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.

Практическое значение.

1) Подобраны и апробированы методики по исследованию взаимосвязи тревожности и креативных способностей детей младшего школьного возраста.

2) Получен ряд новых экспериментальных данных о взаимосвязи отдельных видов творческих способностей с показателями личностной и ситуативной тревожности детей младшего школьного возраста.

3) Получены дополнительные результаты об особенностях проявления тревожности и креативности у детей младшего школьного возраста разного пола, а также о взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности и численного состава семьи.

Список литературы

1. Амен В. Тест тревожности /В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл. – М.,1992 –8 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 1989. – 245 с.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л., 1988.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психолог. тр. / Л.И.Божович; под ред. Д. И.Фельдштейна. - 3-е изд.- М.; Воронеж, 2001. - 352 с.

5. Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова // Вопросы психологии. - 1993.- №1. – С. 20-25.

6. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ "Перспектива". Вып. 1 / под ред. Н.С. Бурлаковой – М., 2001. – 88 с.

7. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. - 2000. - № 5. – С. 7-13.

8. Галактионов И.В. Творческая личность учащегося: психодианостика, формирование, коррекция / И.В.Галактионов, О.В. Дашкевич– М., 1996. – 33 с.

9. Генинг Г.Н. Особенности взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности младших школьников в учебной деятельности / Г.Н. Генинг // Психология психических состояний Вып.2. – Казань, 1999. - С. 202-209.

10. Гилязова Э.В. Формирование системы «Я» и ее взаимодействие с психическими состояниями разного уровня неравновесия / Э.В.Гилязова // Психология психических состояний. Вып. 1. – Казань, 1998. - С.115-121.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – СПб., 1999. – 368 с.

12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. – М., 2002. – 336 с.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М., 1993. - 192 с.

14. Изард К. Э. Эмоции человека / К.Э. Изард: пер. с англ. – М., 1980.

15. Изард К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. - СПб., 2000. – 464 с.

16. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе // Психологические исследования. – Тбилиси, 1966. - С. 49-57.

17. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова. - М.: Знание, 1988. – 206 с.

18. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб., 2002. – 184 с.

19. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1969. - №1. – С. 6-8.

20. Лютикова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютикова, Г.Б. Монина. – СПб., 2000. – 190 с.

21. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2000. – 592 с.

22. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 488 с.

23. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л., 1960. – 254 с.

24. Немов Р.С. Психология: Учеб. в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики – 4-е изд. – М., 2001. – 640 с.

25. Новые аспекты психотера¬пии посттравматического стресса: методические рекомендации / сост. М.Ш. Магомед-Эминов и др. – Харьков, 1990. – 189 с.

26. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1.- 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В.В.Петухов. - М., 2002. – 671 с.

27. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – М., 2001. – 448 с.

28. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах // Общественные науки за рубежом: реферативный журнал. Сер. Науковедение. – 1968. - №4. – С.69-73.

29. Перлз Ф.С. Гештальттерапия дословно / Ф.С.Перлз // Моск. психотерапевтический журнал. - 1994.- №3. – С. 34-38.

30. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М., 1976. – 368 с.

31. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки: сб.стат. / Я. А. Пономарев; отв.ред. Б.Ломов. – М., 1989.- 268 с. - С.21-25.

32. Пономарев Я. А. Психология творения: избр. психолог. тр / Я.А.Пономарев. - М.; Воронеж, 1999. - 480 с.

33. Практическая психология образования: учебник. / под ред. И.В.Дубровиной: – М., 2000. – 528 с.

34. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.; Воронеж, 2000. - 304 с.

35. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование.-1998. - № 2. - С.11-17.

36. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 32-44.

37. Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста // Http://soft.susya.ru/r14/index.php?un=14269.

38. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2001. – 656 с.

39. Психология: словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1990. – 494 с.

40. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. / М.И. Еникеев – М., 2003. – 288 с.

41. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М., 1979. – 321 с.

42. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / К. Роджерс. – М., 1994.- 475 с.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2000. – С.301-304.

44. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика самореализации творческой личности / Л.А.Рудкевич, Е.Ф.Рыбалко // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1997. - С.89-106.

45. Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 11-14.

46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2001. – 350 с.

47. Стернберг Р. Учись думать творчески (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению / Р.Стернберг, Е.Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности / под. ред. Д.Б.Богоявленской. - М., 1997. – 315 с.

48. Спиваковская А.В. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция / А.В. Спиваковская. – М., 1988. – 205 с.

49. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Х.Е.Трик / Основные направления экспериментального изучения творчества / под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М., 1981.- 360 с.

50. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы /А. Шопенгауэр.–Л.,1991.-250 с.

51. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследования и практики / Е.И. Щебланова. – М.; Воронеж, 2004. – 368 с.

Примечания:

Примечаний нет.