Рассмотрение вопроса положения женщины на Востоке

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 110  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО ВОПРОСА В МИРЕ 12

1.1. Женский вопрос в зеркале времени 12

1.2. Положение женщины в странах Запада и в России 29

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ НА ВОСТОКЕ 40

2.1. Семейное право у мусульман 40

2.2. Положение женщины в исламских странах 62

2.3. Положение женщины в Индии 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 104

Введение

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения. Менялись ее образцы и образы в истории человечества, в восприятии человеческом, в психологическом плане.

Человечество делится на две половины: мужчин и женщин. Тема отношений между мужчиной и. женщиной относится к категории вечных и неисчерпаемых, она всегда вызывала и будет вызывать всеобщий интерес, в том числе и у исследователей различных дисциплин - историков, социологов, психологов и т. д. Женщина и мужчина - это половинки единого целого, которых постоянно притягивают и отталкивают любовь и ненависть, привязанность и взаимное непонимание. Роковое противопоставление мужчины как "господина", "главы", "вершителя судеб" женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама, в какой-то мере влияет на дисгармоничность общественного устройства, на социальное неравенство мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной "половины" всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин являются в равной степени проблемами статуса и осознания ролей мужчины и женщины в социуме, это проблемы общества в целом.

Женщина по имени Ева первой сорвала запретный плод с древа познания. Ее имя навсегда осталось в памяти человечества, а познание привело к обесценению женщины и сделало ее воплощением греховности. История доносит до нас весьма противоречивый образ женщины-Евы и Девы, заключающий в себе светлое и томное, возвышенное и низменное, доброе и плохое, ангельское и дьявольское.

В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала такое же подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют нам о том времени, когда женщина играла выдающуюся роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаем из преданий и мифов, дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц.П. Короленко ). В XX веке в нашей стране эпохи социализма господствовал миф о суперженщине: женщине-матери и работнице, общественной деятельнице одновременно.

Следует также упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительное и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Бетти Фридан объяснила этот парадокс так: "Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту" . Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни "лишних" дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В средние века, во времена рыцарства, существовал культ прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции XVIII века периода абсолютизма. Вот что писал об этом времени Эдуард Фукс в "Иллюстрированной истории нравов": "Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, ее глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии коренится истинное возвышение женщины" .

На протяжении многих веков во всех странах мы находим женщину, закрепощенную семьей и государством. На Руси существовал домострой, и когда девушка выходила замуж, то отец передавал плеть мужу, что символизировало передачу власти.

Широко известно, что женщина в мусульманском обществе поставлена в неравноправное, приниженное, можно сказать унизительное, положение по сравнению с мужчиной. "К женщине Коран не проявляет нежности", - такой вывод делает французский востоковед Анри Массэ , ссылаясь на высказывание Мухаммада о женщинах: "Разве ж тот кто выращен в украшениях и кто в препирательстве, не ясен?" (43: 17) . Этот аят характеризует женщин пребывающими лишь в думах о нарядах и бестолковых спорах - такое толкование дают ему мусульманские богословы.

По канонам ислама, женщина - человеческое существо "второго сорта". Многие мусульманские теологи полагают, что женщины не имеют души. Чем обосновывает ислам подобное отношение к слабому полу? Прежде всего - идеей его вторичности. Аллах "создал для вас (для мужчин) из вас самих жен, чтобы вы жили с ними" (30:20) . Это изречение Корана не оригинально. Оно перекликается с библейским мифом о сотворении женщины: "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену" (Быт. 2: 22).

О том, обладает ли женщина душой, велись споры и среди христианских богословов. На вселенском соборе 585 года все же победило мнение, что она является человеком и душу имеет. Но права ее были по-прежнему ограничены постулатом Блаженного Августина (354 - 430): "Женщина не может ни учить, ни свидетельствовать, ни судить, ни тем более повелевать" . Это положение сохранялось во многих христианских странах на протяжении раннего средневековья. Оспорить его было практически невозможно, ибо оно опиралось на догматический постулат Нового завета: "А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, ибо прежде создан Адам, а потом Ева" (1 Тим. 2: 12-13).

Мухаммад, видимо, тоже колебался - есть или нет душа у женщины? В ранних проповедях, посвященных описанию рая, он ничего не говорит о ее возможности попасть в "сады вечности". Но какой рай для мужчин без женщин? И вот коранические картины райских кущей населяются вечно юными девами - гуриями, которые будут ублажать праведников. Само слово "гурия" (арабское "хурийа") происходит от "хур" - "черноглазость". "И Мы сочетаем их с черноглазыми, большеокими" (52:20), "которых не коснулся до них ни человек, ни джинн" (55:56). Однако позже он допустил вхождение в рай и жен праведников. "Войдите в рай, вы и ваши жены, будете ублажены" (43:70) .

Аятолла Хомейни также объявил, что женщины имеют души. Возможно, это было вызвано прагматическими соображениями. В Иране во время войны с Ираком были созданы, наряду с батальонами смертников, отряды смертниц - "женщин-камикадзе". По Корану, душа павшего на поле брани за веру - иранские муллы объявили эту войну священной, направленной против отступников от ислама - попадает в рай. А если у женщины нет души? В таком случае важный стимул самопожертвования не был бы эффективным .

В коранических и библейских представлениях о вторичности женщины, колебаниях мусульманских и христианских богословов относительно существования женской души преломились воззрения, характерные для сугубо патриархального общества древности.

Кроме мифологического оправдания зависимости женщины от мужчины Коран дает и более реалистическое его объяснение: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они (то есть мужья) расходуют из своего имущества" (4:38) . В этом аяте отразилась ведущая роль мужчины в кочевом скотоводческом обществе, каким преимущественно и были аравийские племена VI-VII веков, времени возникновения ислама. Кстати, и ветхозаветные суждения о женщине вытекают из патриархальной психологии древних евреев - они ведь тоже были кочевниками. В кочевых племенах именно представитель сильного пола является основным добытчиком материальных благ - пастухом-скотоводом, а также защитником не только племени, но и главного его достояния - стада от врага. Женщина же в кочевом хозяйстве играет подчиненную роль, материально зависит от мужчины. Эти базисные отношения и породили ее приниженное положение в обществе и семье. Коран лишь запечатлел его в своих установлениях тринадцать веков тому назад.

Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы. Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к ее социальной роли и предназначению. Сейчас мы живем в просвещенную эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию, но все же положение женщин во многом остается проблематичным. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют полоролевые стереотипы, т. е. устойчивые нормы представления о том, что положено, "дозволено" женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, влияют на неравенство социальных позиций мужчин и женщин. Перечислим некоторые из наиболее распространенных стереотипов: женское предназначение - дом и семья, женщина не может быть хорошим руководителем, работа женщины оказывает негативное воздействие на ее детей, занятость женщин на работе влияет на рост преступности в обществе, женщины не стремятся к успеху и т. д.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в последние два десятилетия произошло переосмысление понимания социальной организации соотношения полов, или, вернее, что соотношение полов только теперь стало яснее восприниматься как форма социальной организации. Эти перемены связаны, прежде всего, с началом нового феминистского движения конца 60-х годов прошлого столетия. До середины 70-х годов господствовала одна установка - "восстановить историческое существование женщин", написать особую "женскую историю". Ограниченность этого подхода привела к пересмотру концептуального аппарата и методологических принципов "истории женщин", и в 80-х годах родилась гендерная история, в которой предметом исследования становится уже не история женщин, а история гендерных отношений. Гендерные исследования помогли определить причины образования оппозиции женщин и мужчин, позволили рассмотреть понятие пола в контексте различных культурных и социальных условий, а не только в его биологической обусловленности .

Центральное место в гендерной истории занимает проблема соотношения приватного и публичного. Роль женщин в частной жизни и их отношение к публичной сфере рассматривались и ранее - в исследованиях патриархальной системы, сохранявшей в течение многих столетий подчиненное положение женщин в обеих сферах. В XIX веке произошло "второе закрепощение" женщины семейными структурами: был создан культ семьи и домашнего очага. Метафора разделенных сфер стала своеобразной ортодоксией общественного сознания. Гендерные историки внесли в эту схему коррективы: вопрос об "автономизации" частной сферы уходит на задний план, а исходным моментом является понимание зависимости функционирования публичной сферы, в которой безраздельно доминировали мужчины, - от созидательной деятельности женщин в домашней, частной жизни. Семья становится фокусом исследования не только из-за того, что в ней реализуется взаимодействие полов, а потому что именно она является тем местом, где перекрещиваются и воздействуют друг на друга приватная и публичная сфера жизни, местом координации и взаимного регулирования репродуктивной и всех других форм человеческой деятельности.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса положения женщины на Востоке. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть историческое развитие женского вопроса в мире.

2. Проанализировать положение женщины на Западе.

3. Рассмотреть положение женщины в исламских странах.

4. Рассмотреть статус женщины в Индии.

Споры о роли женщины в обществе, о ее социальном положении, предназначении, счастье, путях к нему, об отношениях ее в семье, особенностях женщин и мужчин существовали во все эпохи. Но на каждом этапе исторического развития острота, характер постановки женского вопроса были свои. Постоянно происходила эволюция его содержания.

Так, в 1879 году Бебель в книге "Женщина и социализм" толковал понятие "женский вопрос" как вопрос "о положении, которое женщина должна занять в нашем социальном организме, каким образом она может всесторонне развить свои силы и способности, чтобы сделаться полным, равноправным и деятельным членом человеческого общества" .

В начале XX века А.М. Коллонтай подчеркивала экономическую основу женского вопроса. Она писала: "Женский вопрос - это в конечном счете вопрос куска хлеба... Чтобы решиться потребовать равноправия с мужчиной, женщина должна была стать прежде всего экономически самостоятельной" .

В 20-е годы ученая Л. Браун, много занимавшаяся женским вопросом, рассматривала его как "вопрос экономический, яснее всего выражающийся в борьбе за труд" . К. Цеткин поддерживала такую точку зрения.

Позднее вопрос трактовался более широко. К примеру, В.Л. Бильшай, считала, что он "представляет собой сложнейшую социальную проблему, охватывающую экономические, политические, правовые и этические стороны общественной жизни" .

Содержание понятия "женский вопрос" многообразно. Оно вбирает в себя весь спектр отношений женщины и общества (социальные, экономические, политические, культурно-нравственные), а также само женское движение, отражает состояние прогрессивной теоретической мысли и ход общественного развития.

Хронологические рамки данного исследования определяются началом XIX - серединой XX веков. Этот период является наиболее показательным, так как именно в это время происходит окончательное закрепощение женщины, создается культ семьи и домашнего очага.

Религиозно-нравственные предписания ислама, определяющие положение и роль женщины в семье и обществе, достаточно подробно освещены в советской литературе. Значительно меньше внимания в ней уделялось юридическим вопросам регулирования семейных отношений, в частности современному семейному законодательству стран Востока. В имеющихся работах затрагиваются лишь отдельные его аспекты.

В своей работе мы опирались на труды таких авторов, как В.И. Успенская, К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский, А.Е. Снесарев, Г.Ф. Ильин, М.В. Вагабов, Е.В. Гусев, Л. Дегтярь, Д.Е. Еремеев, И.Е. Калабихина, М.К. Кудрявцев, А.Л. Могилевский, С.М. Пелевин, Л.П. Репина, М.И. Садагдар, Т.С. Саидбаев, Л.И. Шайдуллина, Р. Шарль, Д. Швейгер-Лерхенфельд и многие другие.

Вопросы, связанные с положением женщины в исламе рассмотрены в трудах М.В. Вагабова, Л.И. Шайдуллиной, А.Л. Могилевского, Т.С. Саидбаева, Р. Шарля, М.И. Садагдара, Г.М. Керимова, С.М. Пелевина, Е.В. Гусева.

Семейно-брачные отношения в Индии конца XIX - начала XX века нашли свое отражение как в исторических, так и в гендерных исследованиях. Подробный анализ истории семейно-брачных отношений в условиях кастового общества в Индии можно проследить в работах К.А. Антоновой, Г.М. Бонгард-Левина, А. Бэшема, М.К. Кудрявцева, А.Е. Снесарева и других исследователей.

Кроме этого в работе были использованы такие источники как Камасутра, Законы Ману, Коран.

Список литературы

1. Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность. - 1995. - № 2. - С. 12 - 20.

2. Английская Реформация. (Документы и материалы). - М., 1990. - 329 с.

3. Англия в эпоху абсолютизма. (Статьи и источники). - М., 1984. - 287 с.

4. Антонова К.А, Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - М.: Мысль, 1973. - 372 с.

5. Архипова Н. Женщины России и рынок // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 1. - С. 39 - 48.

6. Бабаева Л.В. Женщины в условиях, социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 245 с.

7. Барбьери Э. Роль женщины в обществе будущего // Курьер ЮНЕСКО. 1993. - Янв. 1. - С. 17 - 29.

8. Бахрие Учок Женщины-правительницы в мусульманских государствах. - М., 1982. - 264 с.

9. Бебель А. Женщина и социализм: Пер. с нем. - М.: Госпполитиздат, 1959. - 592 с.

10. Белова В.С. Решение женского вопроса в СССР. - М.: Знание, 1975. - 56 с.

11. Бильшай В. Решение женского вопроса в СССР. - М., 1959. - 152 с.

12. Блумема И. Неужели будущее русских женщин только на кухне (по материалам социологического исследования) // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 23 - 39.

13. Болдырев К.К. Единственный ребенок. - Минск, 1982. - 217 с.

14. Большая Советская энциклопедия. - 3-е изд. - М., 1972. - Т. 9. - 538 с.

15. Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. - СПб., 1902. - Т. 9. - 488 с.

16. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М., 1985. - 286 с.

17. Бондаренко А.А., Вечканова Г.Р. Перестройка экономики и занятость населения. - СПб., 1991. - 177 с.

18. Борзикова Л.В. Ценности семьи в структуре жизненных ориентации / Демографическая политика в региональном разрезе. - М., 1988. - 218 с.

19. Браун Л. Женский вопрос: его историческое значение и его экономическая сторона. - М., 1922. - 259 с.

20. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977. - 318 с.

21. Вагабов М.В. Ислам и женщина. - М., 1968. - 189 с.

22. Вагабов М.В. Ислам и семья. - М., 1980. - 204 с.

23. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. - М., 1981. - 274 с.

24. Ватсьяяна Малланага. Камасутра. - М., 1993. - 216 с.

25. Воронина О.А. Женщина - друг человека? // Человек. - 1990. - № 5. - С. 19 - 28.

26. Ганди М.К. Моя жизнь. - М., 1969. - 659 с.

27. Гендерные аспекты социальной трансформации / Отв. ред. М. Малышева. - М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2000. - 190 с.

28. Гендерные аспекты социальной трансформации. Демография и социология. Вып. 15. - М.: ИСЭПН РАН, 1996. - 361 с.

29. Гендерный калейдоскоп / Под ред. М.М. Малышевой. - М., 2002. - 285 с.

30. Гордон Л., Клопов В. Этапы жизненного цикла и быт работающей женщины // Изменение положения женщины и семья. - М.: Наука, 1977. - С. 62 - 80.

31. Горохова Н.Д. Религия и женщина. - М.: Знание, 1975. - 38 с.

32. Гусев Е.В. Реформы брачно-семейного права в некоторых странах Арабского Востока и Индонезии // Проблемы правоведения. Республиканский междуведомственный научный сборник. Вып. 42. - Киев, 1981. - С. 45 - 57.

33. Дегтярь Л. Процесс трансформации и положение женщин (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С. 29 - 37.

34. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

35. Женщина в современном мире и идеологическая борьба: Научно-аналитический обзор. - М., 1981. - 75 с.

36. Женщины в переходный период. Региональный мониторинговый доклад № 6. - Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ, 2002. - 173 с.

37. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс / Отв. ред. Н.А. Ковальский. - М.: Мысль, 1972. - 381 с.

38. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. - М., 1990. - 261 с.

39. Законы Ману. - М., 1960. - 219 с.

40. Индийская жена: исследования, эссе. - М.: Восточная литература РАН, 1996. - 190 с.

41. Индия: религия в политике и общественном сознании. - М.: Наука, 1991. - 269 с.

42. Кайдаш С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI - XIX вв.). - М., 1989. - 261 с.

43. Калабихина И.Е. Социальный пол и проблемы населения. - М.: Менеджер, 1999. - 210 с.

44. Калабихина И.Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. - М.: Диалог-МГУ, 2002. - 392 с.

45. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М., 1978. - 165 с.

46. Климович Л.И. Ислам. - М., 1962. - 831с.

47. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. - СПб., 1909. - 83 с.

48. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988. - 329 с.

49. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Вестник МИД СССР. - М., 1989. - № 16 (50). - С. 20 - 36.

50. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936. - 328 с.

51. Коран / Перевод Г.С. Саблукова. - Казань, 1996. - 576 с.

52. Короленко Ц.П. Мифология пола. - Красноярск, 1994. - 329 с.

53. Котляр П.Э., Турчанинова С.Л. Занятость женщин в производстве. - М., 1975. - 318 с.

54. Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. - М.: Наука, 1992. - 253 с.

55. Лаврикова А.И. Женщины и дети в современном мире. - М., 1980. - 31 с.

56. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1979. - Т. 3. - 523 с.

57. Мартынова Э.И. Положение женщин в капиталистических странах. - М.: Знание, 1975. - 48 с.

58. Материалы всероссийской конференции по положению женщин. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. - М., 2003. - 190 с.

59. Могадам В. Женщины в обществах // Международный журнал социальных наук. - 1994. - 3 (6). - Авг. - С. 24 - 36.

60. Могилевский А.Л. Правосознание и религия. - Ашхабад, 1977. - 189 с.

61. Мусульманское право (структура и основные институты). - М., 1984. - 145 с.

62. Мэккп Л., Патулло П. Женщины на работе. - М., 1982. - 251 с.

63. Ненасилие: философия, этика, политика. - М.: Наука, 1993. - 188 с.

64. Новикова Э.Е., Милова О.Л., 3алюбовская Е.В. Современная женщина на работе и дома // ЭКО. - 1988. - № 8. - С. 30 - 42.

65. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Е. Мезенцевой. - М., 2000. - 382 с.

66. Общественная мысль Индии: проблемы человека и общества. - М.: Наука, 1992. - 275 с.

67. Пелевин С.М. Брак и развод по законодательству НДРЙ // Правоведение. - 1979. - № 4. - С. 26 - 38.

68. Прокофьева Л., Фест П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С. 41 - 59.

69. Рабочие места для женщин: больше и лучше. Практическое руководство. Международное бюро труда. - Женева, 2000. - 173 с.

70. Ренате Хоф. Возникновение и развитие гендерных исследований. - М., 1999. - 189 с.

71. Репина Л.П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы. - М., 1994. - 278 с.

72. Родионова Л.В. Бизнесом управляют женщины // США: экономика, политика, идеология. - 1991. - № 10. - С. 26 - 37.

73. Роль женщины в современном обществе: Материалы обмена мнениями, проводившегося в журнале "Проблемы мира и социализма" в 1962 г. / Под общ. ред. А.М. Румянцева; ред.-сост. М. Мази, Г. Кар. - Прага: Мир и социализм, 1963. - 275 с.

74. Российские путешественники в Индии (XIX - начало XX вв.). - М.: Главная редакций восточной литературы, 1990. - 210 с.

75. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. - М., 1968. - 126 с.

76. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978. - 254 с.

77. Самарина О. В. Информация о деятельности женских общественных организаций. - Режим доступа: www.owl.ru.

78. Силласте Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социс. - 1995. - № 4. - С. 28 - 35.

79. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - 372 с.

80. Снесарев А.Е. Этнографическая Индия. - М., 1981. - 190 с.

81. Соколовская М. Социальные роли женщины (по материалам исследования общественного мнения в ПНР) // Социс. - 1978. - № 3. - С. 19 - 27.

82. США: проблемы семьи. - М., 1990. - 394 с.

83. Тимченко И.П. К духовной свободе: Социальные и идеологические проблемы преодоления религиозности женщин. - М.: Политиздат, 1978. - 79 с.

84. Успенская В.И. Женщины. История. Общество. - Тверь, 2002. - 390 с.

85. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878 - 1918 гг.). - М., 1980. - 154 с.

86. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.Т. Шинелевой. - М.: Союз, 2000. - 428 с.

87. Фридан Б. Загадка женственности. - М., 1994. - 349 с.

88. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. - М., 1994. - 372 с.

89. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. - М., 1978. - 87 с.

90. Шарль Р. Мусульманское право. - М., 1959. - 153 с.

91. Швейгер-Лерхенфельд Д. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / Пер. М.И. Мерцалова. - М., 1998. - 478 с.

92. Эволюция семьи в современном обществе. - М., 1989. - 274 с.

93. Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. Брокгауза и И. Ефрона. - СПб., 1904. - Т. 15. - 625 с.

94. Янкова З.А. Городская семья. - М.: Наука, 1979. - 184 с.

Примечания:

Примечаний нет.