РЕЛИГИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 101  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9

1.1. Роль и место конфессиональных отношений в структуре политической культуры. Проблема соотношения идеологии и религии 9

1.2. Религия как важный фактор политической социализации 24

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ) 32

2.1. Проблема влияния христианства на формирование политических институтов европейских стран 32

2.2. Воздействие социально-политической деятельности конфессиональных институтов на политические процессы 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91

ПРИЛОЖЕНИЕ 95

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что политическая культура в рамках конфессиональных взаимоотношений между государствами представляют собой наглядный пример международного сотрудничества, особенно в Западной Европе.

Политическая культура наиболее тесно переплетена с деятельным началом человеческой личности, она наиболее адекватно отражает его сущность. В деятельном процессе человека на социокультурном поле проявляется тот компонент, с помощью которого культурно - историческая самобытность народа облекается в необходимую политическую оболочку, определяя тип власти, политической системы, в целом - характер политических отношений в обществе. Изучение проблемы позволяет заключить, что в конечном смысле феномен политической культуры заключается в выявлении социально - политических механизмов стабильности политической системы, а также возможности её модернизации. Отсюда - актуальность этой проблемы, ибо она представляет практическую значимость для тех общественно - политических организаций, партий, объединений, властных структур, отдельных политиков, которые моделируя свои избирательные технологии, программные и политические действия, должны руководствоваться не только интуитивными, мониторинговыми, рейтинговыми и прочими данными, но прежде всего пониманием того огромного влияния, которое оказывает политическая культура на политическое сознание граждан.

Важным аспектом исследования проблемы является тот факт, что центральным компонентом мира политики является власть. Рассмотрение её сущности сквозь призму культуры позволяет лучше понять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является ценностью. Значение анализа категории власти в рамках задач исследования состоит в том, что её устойчивость, поддержка или отрицание во многом определяется политической культурой общества. Ориентиром формирования и существования власти, отвечающей ожиданиям общества, может быть именно культура, её ценностные, нравственно - этические нормы, которые напрямую влияют на политику власти.

Цель работы - охарактеризовать государственные конфессиональные отношения в странах Западной Европы на примере взаимоотношений Франции и Германии во второй половине ХХ века.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности религии как системообразующего элемента политической культуры, исследованы государственные конфессиональные отношения в странах Западной Европы второй половины двадцатого века как детерминанты политических процессов (на примере Франции и Германии), проанализированы основные направления совершенствования государственных конфессиональных отношений в Западной Европе и России.

Вопрос в целом о политической культуре не нов в научной литературе как зарубежной, так и в отечественной. Попытки осмысления политической жизни, доминантой которой является политическая культура, делались уже в глубокой древности с возникновения первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики было её религиозно - мифологическая трактовка.

Начало собственных теоретических исследований политики связано с именами Аристотеля, Конфуция, Платона и других древних мыслителей. Цель политики они видели в достижении высшего блага человека и государства. Так постепенно зарождается идея, что политика тесно связана с деятельностью человека, и её характер во многом определяется этой деятельностью. Значительный вклад в развитие философского осмысления политики внёс итальянский ученый Н. Макиавелли (XV - XVI вв.). Он уподобил политику, политические процессы естественным, природным факторам, освободил политические исследования от религиозно - этической формы, подчиняя их решению реально -практических задач. В последующие исторические периоды политические теории и концепции обогатились идеями демократии, гражданского общества, правового государства, свободы личности, разрабатываемыми М. Вебером, Г. Гегелем, Т. Гоббсом, И. Кантом, О. Контом, Дж. Локком, К. Марксом, Ш. Монтескье, Ф. Ницше, Г.Спенсером, К.Ясперсом и многими другими классиками мировой общественной мысли. Среди них особый интерес представляют труды русской социально - философской, историко -политической школы: М. Бахтина, Н. Бердяева, А. Герцена, И. Ильина, Н. Ключевского, Н. Лосского, В. Соловьёва, П. Флоренского и других. Осмыслению многовариантности определения культуры, в том числе и политической, особенностей понимания общественного развития и его перспектив способствовали также труды зарубежных и отечественных ученых - Г. Алманда, А. А. Аронова, Г. Белла, П. Бурдье, А. Гуревича, Э.Ильенкова, В. Ильина, В. Кантора, А. Тоффлера, Ф. Фромма, и других, позиции которых явились основой исследуемой проблемы.

Научно-теоретической базой дипломной работы являются исследования советских, российских и зарубежных ученых по данной проблематике. В процессе работы над дипломной работой автор опирался на труды отечественных политологов и социологов: Баталова Э.Я. Бурлацкого Ф.М., Гаджиева К.С., Галкина А.А., Ирхина Ю.В., Кейзерова H.M., и др. Кроме того использовались работы ученых, исследующих различные аспекты политико-культурной и религиозной проблематики: Великовича Л.Н., Курсанова Г.А., Митрохина Л.Н., Саидбаева Т.С, Семенова С.И. и др.

Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, выступает в качестве важного системообразующего фактора политической жизни общества, его политической системы. Сравнительное изучение политической культуры обществ, принадлежащих к различным цивилизациям, расширяет наши возможности исследования, как базовых, матричных характеристик политических культур, так и их особенностей; позволяет творчески использовать потенциал различных политических культур в интересах тех или иных обществ; содействует процессам их общего развития и взаимообогащения.

При исследовании политической культуры общества обычно используются сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы. В новейших работах по политической культуре все шире применяется комплексный подход, который, как бы синтезирует отмеченные выше методы исследования этого феномена. В соответствии с ним, политическую культуру различных обществ целесообразно анализировать по следующим характеристикам :

- по роли и месту политической культуры в обществе в связи с характером власти, властных отношений и политической системы: "демократическая", "авторитарная", "тоталитарная" и "переходные" политические культуры;

- по характеру и степени участия людей в политике в связи с их политическими ориентациями и установками : "приходская", "подданическая", "партисипаторная", "гражданская" и иные разновидности политической культуры;

- по характерным признакам и особенностям политической культуры в связи с ее цивилизационными основами формирования, доминантами развития и функционирования: "западная" политическая культура (в том числе "американская"), "евро-азийская" политическая культура ("российская"), "восточная" политическая культура (включает "конфуцианскую", "индо-буддийскую", "исламскую") и др.

Особое значение приобретает изучение ценностей различных политических культур и цивилизаций, их сравнительный анализ, использование принципов толерантности при политико-культурном взаимодействии разнообразных субъектов политики.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе исследуются теоретико-методологические основы анализа политической культуры, рассматриваются межконфессиональные отношения в структуре политической культуры общества, исследуются возможности сотрудничества между религиозными объединениями и органами власти государства.

Во второй главе рассматриваются особенности государственных конфессиональных отношений в странах Западной Европы второй половины двадцатого века как детерминанты политических процессов (на примере Франции и Германии). Изучаются исторические предпосылки формирования современной религиозно-политической ситуации в Западной Европе; анализируются степень воздействия социально-политической деятельности конфессиональных институтов на политические процессы во Франции и Германии, проводится анализ влияния ислама на политическую систему и общественные отношения Германии и Франции.

В приложении приведены методические разработки обучения школьников основам конфессиональных взаимоотношений между европейскими государствами и особенностями формирования политической культуры в процессе этих взаимоотношений.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

2. Баталов Э.Я. В мире утопии. - М., 1989

3. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - М., 1990

4. Бурьянов С.А. Свобода совести в российской науке, законотворчестве и правоприменении//Право и политика. 2001. № 7. С. 31, 34.

5. Бурьянов С.А. Характер и предмет регулирования в сфере свободы совести в демократическом государстве//Право и политика. 2000. № 5. С. 63 - 64.

6. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.

7. Великович Л.Н. Ватикан и социально-политические проблемы современности //Современный католицизм. Реферативный сборник. - М., 1982.

8. Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 1979

9. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования. - 1991. - № 6.

10. Гаджиев К.С. Политическая наука. Часть 2. - М.: Международные отношения, 1993. - 126 с.

11. Дурем, У. Кол. Перспективы религиозной свободы. М., 1999.

12. Дюркгейм Э. О разделении труда. Метод социологии. - М., 1990

13. Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. - М., 1990

14. Ирхин Ю.В. Политология. - М., 1996.

15. Казанова А. Второй Ватиканский собор. - М., 1975

16. Канделлоро Дж. Католическое движение в Италии. - М., 1955.

17. Каутский К. Происхождение христианства. - М., 1990.

18. Концепции культуры в современном религиозном сознании. Реферативный сборник. М., 1982.

19. Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Путь. - 1992. - № 2

20. Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, понятие, признаки//Десять лет на пути свободы совести. М., 2002. С. 134.

21. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. - М., 1978

22. Маркевич С. Современная христианская демократия. - М 1982, с. 10

23. Мирошникова Е.М. Гражданская религия: возможна ли она в России?//Религия и право. 2004. № 1. С. 4 - 6.

24. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель как средство оптимизации российской государственной политики в области свободы совести//Десять лет на пути свободы совести. М., 2002. С. 46 -57

25. Митрохин Л.Н. Протестантизм как феномен европейской культуры. - М., 1990, с. 21

26. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2001. С. 20 - 21.

27. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 60-68.

28. Осипова Е.В. Социология политической культуры Великобритании // Социологические исследования. - 1992. - № 4

29. Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1 / В.П. Пугачев. - М., 1995.

30. Смелзер Н. Социология. - М.,1994.

31. Сравнительный анализ политических культур: парадигмы и перспективы. Материалы "круглого стола" аспирантов кафедры политических наук Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 124-138.

32. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. - М., 1957.

33. Пулэн Ж.-К. Церковь и рабочий класс. - М., 1962.

34. Ражнова Р.Т. Место и роль католицизма в истории европейской цивилизации. - М., 1991.

35. Религия и церковь в капиталистических странах. - М., 1977.

36. Религия и церковь в современную эпоху. - М., 1976

37. Реформы в СССР и политическая культура: взаимозависимость и взаимодействие ("Круглый стол") // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1991. - № 4.

38. Решетников Н.А. Клерикализм. - М., 1965, с.68

39. Саидбаев Т.С. Политика и религия //Социально-политические науки. - 1991. - № 9, с. 45

40. Семенов СИ. Христианская демократия и революционный процесс в Латинской Америке. - М., 1971.

41. Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М., 1989.

42. Фролов А.Г. Политическая культура Германий. - М., 2003.

43. Фролова М.А. Западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. - 1993. - № 11-12, с. 23 - 24

44. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

45. Эзрин Г.И. Государство и религия. - М., 1974 .

46. Эстетики раннего французского романтизма. - М., 1981

47. Abbe Gayraud. Les Democrates Chresiens. - Paris, 1899

48. Boisset L., Simon M. Science, ideologic et foi chretienne. - P.: Debattre, 1979.

49. Chasseriaud J.P. Le Parti Democrate Chrestien en Italic - Paris, 1965.

50. Deutsche Tagespjst. - 31.12.78

51. Frankfurter Algemein Zeitung. - 1978. - № 8

52. "Etudes". - Paris, Juillet, t. 337

53. Gottesvorstellung und Gesellschuftsentwichlung. // Eicher R.(Hrsg.) (Forum Religionswiss: Bd.l), Munchen, 1979.

54. La cultura cristiana ei suoi fondamenti. //Osservatore romano. - Roma, 4 febr.

55. Le Civilta Cattolica. - 1972. - № 6. - IV.

56. L'Osservatore Romano. - 22.05.76

57. Luther M. Der kleine Katehismus. - Gollingen, 1961.

58. Ostorreichisde Mjnftshefte. - 1976. - № 8-9.

59. Ottaviani. II baluardo. - Roma, 1961

60. Religionsgesprache: Zur.Ges. Rolle der Religion / Mit Beitr von Solle D. et al. - Darmstadt, 1975, s. 33

61. Sorge В. San Benedetto, noi e l'Europa. - Civilta cattolica. - Roma. - 1980. - Vol. 2. - № 3115.

62. Steafnovicz J. Chadecja wozoraj driz. - Warzawa, 1973.

63. Tillich P. Sistematic theology. - Digsuale place: Nisbet, 1964, vol.3, XVII.

64. Vahanian G. Kultur ohne Gott?: Analysen und Thesen zur nachchristlichen ara. - Gottingen, 1973.

65. Wackenheim Ch. Christianisme sans ideologie. - P.: Gallimard, 1975, p. 39

66. Wieeezsacker R. von Liebe - Masstab politischer Ordming //Die deutsche Geschichte geht weiter. - B, 1983.

Примечания:

Примечаний нет.