СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 109  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6

1.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6

1.2 ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА 10

1.2.1 Продовольственная безопасность населения: краткая история проблемы и основные понятия 11

1.2.2 Физическая доступность продовольствия в России 14

1.2.3 Доходы населения и экономическая доступность продовольствия в России 17

1.3 ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА 19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 23

2.1 РЫНОК ЗЕРНА И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ХЛЕБНЫХ ПРОДУКТОВ В 1998-2003 ГОДАХ 23

2.2 РЫНОК МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ В 2002-2003 ГОДАХ 36

2.3 РЫНОК КАРТОФЕЛЯ И ОВОЩЕЙ В 2002-2003 ГОДАХ 46

2.4 РЫНОК МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ В 2002-2003 ГОДАХ 55

2.5 РЫНОК МАСЛИЧНЫХ КУЛЬТУР И РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА В 2002-2003 ГОДАХ 66

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ 78

3.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ НА 1 КВАРТАЛ 2004 ГОДА И ИХ СООТВЕТСТВИЕ БОЛЕЕ РАННИМ ПРОГНОЗАМ 78

3.1.1 Рынок масла за 1 квартал 2004 года 78

3.1.2 Рынок зерна за 1 квартал 2004 года 84

3.1.3 Рынок молока за 1 квартал 2004 года 87

3.1.4 Рынок мяса в I квартале 2004 года 90

3.1.5 Рынок сахара в I квартале 2004 года 92

3.2 АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РАБОЧЕМ ПОСЕЛКЕ ЧИК НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 95

3.3 ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СОВРЕМЕННОГО И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Введение

Настоящая дипломная работа посвящена изучению продовольственного рынка современной России, описанию его структуры и анализу основных показателей рынка в их динамике.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ситуация на продовольственном рынке страны имеет прямое отношение к выживанию как отдельного гражданина, так и государства в целом – в связи с этим как на уровне Организации Объединенных Наций, так и на уровне правительства России ставится проблема продовольственной безопасности населения.

Объектом исследования в настоящей работе является продовольственный рынок России. Предметом исследования – анализ динамики и современное состояние основных показателей развития продовольственного рынка в России.

Теоретической основой дипломной работы являются исследования ведущих Российских и зарубежных экономистов в области продовольственной (экономической) безопасности государства, а также общие положения экономической теории, касающиеся рыночной экономики и рыночных отношений.

Практическая значимость настоящей дипломной работы состоит в том, что на основе данных анализа, проведенного в работе, имеется возможность ориентироваться в ситуации на рынке продовольствия современной России для составления прогнозов потребительских цен, объемов производства определенных видов продовольственной продукции и т.д.

Целью настоящей дипломной работы является анализ структуры и динамики продовольственного рынка современной России.

Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

1. дать понятия рынка вообще и продовольственного рынка в частности;

2. описать проблему продовольственной безопасности населения как предпосылки изучения продовольственного рынка современной России;

3. привести структуру продовольственного рынка государства;

4. проанализировать динамику основных показателей продовольственного рынка России в период 1990-2003 годов;

5. по результатам анализа сделать выводы о современном состоянии продовольственного рынка России.

Объем дипломной работы – 113 страниц; в работе приведены 82 таблицы и 97 иллюстраций к ним в виде графиков и диаграмм.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, списки литературы и приложения.

Первая глава – «Теоретические основы исследования рынка продовольствия в современной России» – посвящена раскрытию теоретической базы дипломного исследования, освещению понятия рынка вообще и продовольственного рынка в частности, его структуры и механизма функционирования, а также сущности экономической безопасности государства.

Во второй главе – «Анализ динамики основных показателей продовольственного рынка современной России» – проводится анализ основных показателей развития продовольственного рынка в России за 1998-2003 годы по различным видам продовольственных товаров.

Третья глава – «Современное состояние рынка продовольствия в России» – посвящена анализу современного состояния продовольственного рынка в России, а именно анализу основных показателей рынка по основным видам продовольственной продукции за 1 квартал 2004, а также анализу продовольственного рынка рабочего поселка Чик Новосибирской области.

В заключении даются основные выводы по данным исследования.

В приложении приведен иллюстративный материал по динамике основных показателей продовольственного рынка России за последние несколько лет.

Глава 1. Теоретические основы исследования рынка продовольствия в современной России

1.1 Понятие рынка и механизм его функционирования

В начале дипломной работы рассмотрим самое общее понятие рынка, его структуры и механизма функционирования, чтобы затем перейти к рассмотрению продовольственного рынка как частного понятия.

Строго говоря, не существует общепринятого определения рынка. Авторы дают разные определения.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Рыночная структура неоднородна. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке, на другом – обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка, включающего в себя рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологии, рынок духовных благ.

Элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первоначально – при простом товарном хозяйстве – возникает сравнительно узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д. Со временем, в основном к началу ХХ в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягивающий в себя практически все страны нашей планеты.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Подробнее опишем посредническую функцию рынка. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая функция рынка. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Регулирующая функция рынка – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает – сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной

Список литературы

Список литературы

1. Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2002, № 26 (182).

2. Борисенка А.О. Рынок продовольствия. // Экономист, 1996, №3.

3. Выборнов Р.Г. Продовольственная безопасность населения в ХХI веке. // Журнал «Вопросы экономики», №9. 2000.

4. Делягин М.А. Потребительский рынок: возможности оздоровления. // Свободная мысль, 2003, №5.

5. Долан Эдвин Дж., Дейвид Е. Линдсей. Микроэкономика. – Санкт-Петербург: Издательство АО «Санкт-Петербург-оркестр, 2001.

6. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэйвид Е. Рынок. Микроэкономическая модель. – Санкт-Петербург: Издательство «Автокомп», 2002.

7. Иванок Р.Л. Состояние продовольственного рынка в России на первое полугодие 2003 года // Газета «Экономика и жизнь», №10 2003. – С. 4.

8. Кириллов П.Р. Государственное регулирование рынка зерна. // Журнал «Крестьянские ведомости», №48, ноябрь 2003.

9. Любимцева С.С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке. // Экономист, 2002, №5.

10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Том 2. – М.: Издательство Республика, 1992.

11. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Том 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. – М.: Издательство «Соминтекс». 2002.

12. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. http://www.mcx.ru/dep_.php?he_id=480&doc_id=997.

13. Официальный сайт администрации г. Новосибирска http://www.ngs.ru/Chik.php.

14. Павлов К.К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы. // Общество и экономика, 1999, №2.

15. Показатели динамики внутреннего рынка России. Коллектив авторов // Коммерсантъ, №12, 2004.

16. Потребительский рынок: нынешнее состояние и перспективы развития. Коллектив авторов // Экономист, 1994, №11.

17. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и ферма хозяйства. К новой социологии рынка. // Социс, 2002, №3.

18. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Инфра-М, 2000.

19. Рыночная экономика. Учебник в 2-х томах., том 2, часть 2. Основы бизнеса. // Под ред Семенова К.Р. – М.: Издательство «Соминтекс», 2002.

20. Самуэльсон П. Экономика. В 2 томах, том 2. – М.: Издательство «Алгон», 1992.

21. Сметанин Н.Н Изменения на потребительском рынке. // Экономист, 1995, №10.

22. Сметанин Н.Н. Состояние и перспективы потребительского рынка. // Экономист, 1993, №1.

23. Хайне П. Экономический образ мышления. – М.: Издательство «Новости», 1991.

24. Халфина Р.О. Современный рынок. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2003.

25. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Инфра-М, 2000.

26. Экономика и бизнес // Под редакцией В.Д. Камаева. – М.: Издательство МВТУ им. Баумана, 2003.

Примечания:

Примечаний нет.