БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 55  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ особенностей социальной работы с детьми младшего школьного возраста из неполных семей 7

1.1. Социально-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста из неполных семей 7

1.2. Особенности работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей 15

1.3. Библиотерапия как метод социальной работы с детьми младшего школьного возраста из неполных семей 22

Заключение 47

Список литературы 48

Глоссарий 54

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена ростом количества неполных семей в современном обществе.

Неполная семья - это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Поэтому среди проблем неполных семей также особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.

Исследования воспитательной дееспособности неполной семьи (Агеева О.В., 2003; Бахуташвили Т.В., 2004; Бреева Е.Б., 1999; Дементьева И.Ф., 2001 и др.) зафиксировали ряд существенных отличий в поведенческих установках детей разведенных супругов - "детей развода". Учёными выделяется феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокая способность строить конструктивное межличностное взаимодействие. Так же к проблеме воспитания, имеющей место в семьях с одним родителем относят заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье.

Выявленные отклонения в позициях детей развода повышают степень риска при их взаимодействии с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка.

Для устранения негативных психологических и социальных причин, деформирующих развитие личности, мешающих нормальной адаптации детей из неполных семей в обществе, необходимо создание для них комплексной службы помощи и поддержки. Осуществлять такую поддержку должны профессиональные психологи и социальные педагоги всеми доступными им методами.

Библиотерапия является одним из методов эффективной психокоррекции.

Библиотерапия - не столько лечение, сколько профилактика психологических и нравственных "болезней", предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты.

Опыт библиотерапевтов показывает, что профилактическая терапия, нужна для всех детей. Но более всего она нужна детям с акцентуацией характера, отвергнутым сверстниками, детям, имеющим физические недостатки, не умеющим общаться, агрессивным, оказавшимся в конфликте с родителями, учителями, друзьями, а так же одаренным детям, не отвечающим общепринятым стандартам ни в поведении, ни в учебе.

Для систематического совершенствования профессиональной деятельности социального педагога очень важно использовать книгу как источник и ресурс социализации растущей личности, понимая, что книга самым естественным образом выполняет три основные педагогические функции: развивающую, образовательную, воспитывающую. А в особо трудных случаях, интегрируя все эти базовые функции, и психотерапевтическую .

Гипотеза: Мы предполагаем, что библиотерапия является эффективным методом социальной работы с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

Объект исследования - библиотерапия как метод социальной работы.

Предмет исследования - библиотерапевтическая работа с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

Цель работы: Проанализировать библиотерапию как метод социальной работы с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ особенностей социальной работы с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

2. Рассмотреть библиотерапию как метод социальной работы с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

3. Организовать и провести исследование практического применения метода библиотерапии в работе социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, социологические методы (тестирование, анкетирование), методы статистической обработки данных.

Анализ литературы по проблеме позволил прийти к следующим выводам. Библиотерапия появилась много лет назад, но научное обоснование метод библиотерапии получил лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.

В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И.З. Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала "Курортное дело" за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках.

В настоящее время библиотерапия переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Существующие на сегодняшний день методологические подходы, парадигмы библиотерапии еще не вполне осознаны практиками и теоретиками, нередко сосуществуя и причудливо переплетаясь в работах одного и того же автора. В изучаемый нами период наметилась тенденция роста числа публикаций, содержащих научные обобщения и теоретические разработки в области библиотерапии.

Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко Б.А. Симонов, Р. Скаллер. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: в журналах "Детская литература", "Библиотековедение", "Библиотека".

Лечение чтением ("библиотерапия") входит в одно из звеньев системы психотерапии. Понимание значения и использования влияния искусства на здоровье человека, мы находим на протяжении всей истории медицины. Основополагающими работами тут могут считаться работы В.Е. Рожнова (концепция эмоционально-стрессовой психотерапии), И.З. Вельвовского с сотрудниками, З. Фрейда, В.М. Бехтерева, психотерапевта И. Платонова. "Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии, - так определял библиотерапию В.Н. Мясищев.

И все же эта тема разработана далеко не полностью. В официальной науке нет точно сформулированного определения библиотерапии. Ученые рассматривают библиотерапию: - как раздел библиотековедения (Б.А. Симонов); - как комплексную научную дисциплину (Б.С. Крейденко); - как направление педагогики чтения (Ю.Н. Дрешер). Решение методологических проблем особенно важно, так как само понятие "библиотерапия", ее цели, структуру каждый исследователь трактует по-своему.

Всё выше сказанное определило научную значимость нашего исследования. Его практическая значимость заключается в возможности использования нашего опыта работы и результатов исследования для совершенствования социальной работы с детьми из неполных семей.

Список литературы

1. Агеева О.В. Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект) // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. - Пермь: ПГПУ, 2003. - 512 с.

2. Алексеев В. Доктор, почитайте мне стихи!: Доктор В. Шарабарин лечит своих пациентов стихами (стихотерапия) // Свободный курс. - 2001. - N 5(февр.). - С. 24.

3. Алексейчик А. Библиотерапия // Руководство по психотерапии. - М.: Проспект, 2004. - 428 с.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 1996. - 355 с.

5. Бахуташвили Т.В. Роль социального работника в формировании педагогической культуры родителя неполной семьи // Материалы VIII региональной конференции "Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону". Том второй. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - 136 с.

6. Беличева С. Дементьева И. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2004. - № 3. - С. 28-31.

7. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М.: Эдиториал УрСС, 1999. - 312 с.

8. Воронова Е. и др. Социальная работа с уличными детьми // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С. 91-96.

9. Георгиев Ю. За тайной музыки - энергия здоровья // Библиотечная газета. - 2003. - №19. - С. 11.

10. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. - М.: ACADEMIA, 2002. - 280 с.

11. Гуслякова Л.Г. Социальная политика и поддержка семьи: проблемы взаимообусловленности в конце XX - XXI веках // Социальная политика и местное развитие: Материалы международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2001. - 482 с.

12. Гюнина Е.И. И сказки лечат // Библиотека. - 2003. - №10. - С. 64-66.

13. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социология семьи. - №6. - 2001. - С. 25.

14. Дементьева И. Степень социальной ответственности подростков в полной и неполной семьях // Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 13-17.

15. Дивногорцев А.Л. Книга в военном госпитале // Мир библиографии. - 2005. - № 4. - С. 29-31.

16. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. - М.: Олимп, 1997. - 348 с.

17. Дрешер Ю. Н. "Коньяк и кофе вам заменят спорт и профилактика…" // Библиотечное дело. - 2005. - № 7. - С. 2-5.

18. Дрешер Ю.Н. Врачевание книгой // Библиотечное дело. - 2003. - №12. - С. 7-10.

19. Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку// Семья в России. - №1. - 2003. - С. 80-101.

20. Ельцова-Стрелкова В. Вместе с таблеткой - доброе слово // Библиотека. - 2002. - №5. - С.77-78.

21. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. // Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 1998. - 286 с.

22. Зимняя И.А Семья как объект социальной работы // Сер. "Социальная работа". - Выпуск №7. - 1993. - С. 71-81.

23. Кабачек О. Л. Терапия в жанре волшебства // Библиотечное дело. - 2003. - №12. - С. 2-6.

24. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. - М.: ТЕИС, 1997. - 264 с.

25. Карпова Н. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе. - 1997. - N 1. - С. 40-42.

26. Карпушин Н. Профилактика социального сиротства в г. Перми // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 58-60.

27. Кемпель Г.Н. Книга как инструмент библиотерапии // Информационный бюллетень РБА. - 2003. - №25. - С. 49-50.

28. Кларисс М. Родители за партой // Рос. газета. - 2006. - 14 июня. - С. 11.

29. Книжкина А. Исцеление чтением // Информационный бюллетень РБА. - 2004. - № 30. - С. 125.

30. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. - 2006. - № 1. - С. 29-36.

31. Козлова С. Кому нужны кризисные семьи? // Социальная защита. - 2006. - № 3. - С. 9-12.

32. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: ACADEMIA, 2001. - 320 с.

33. Крайг Г. Психология развития / Под общ. ред. А. А. Алексеева. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

34. Куликова Л.Г. Арт-терапия: оздоровление силой искусства // Библиотека. - 2003. - №5. - С. 61-63.

35. Курский А. Н. Пси-фактор: Тайны человеческой личности. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 410 с.

36. "Лекарство для души": применение библиотерапии в библиотеке. Методические рекомендации. - Тамбов: Изд. Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С.Пушкина, 2004. - 160 с.

37. Леонтьева Е. Остроумные пилюли: Лечебное чтение или библиотерапия // Женское здоровье. - 200l. - N 1. - C. 90-91.

38. Лепина Н. Профилактика безнадзорности // Социальная работа. - 2004. - № 4. - С. 31-33.

39. Лисицын Ю. П. Союз медицины и искусства. - М.: Медицина, 1985. -192 с.

40. Лякина Г.А. Книга в профилактике детской агрессии // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

41. Медяная Н.В. Особенности работы социального педагога по социальной адаптации детей из неполных семей // Материалы научно-практической конференции. - Пермь: ПГУ, 2004. - 430 с.

42. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К.В. - Минск: Харвест, 1999. - 816 с.

43. Овчарова Р. В. Психология родительства. - М.: Academia, 2005. - 362 с.

44. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. - М.: 2004. - 180 с.

45. Орлова Д. Лечусь чтением: Библиотерапия // Здоровье. - 1997. - N 12. - С. 68-69.

46. Осипова А.А Общая психокоррекция. - М.: Творческий центр, 2000. - 512 с.

47. Потолова Л.М. Проблемы организации региональной системы социальной работы по защите семей с детьми // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. - Вып.2. - Барнаул, 1993. - 118 с.

48. Психологическая энциклопедия / Под ред. К. Корсики, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. - 1095 с.

49. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 1999. - 752 с.

50. Работа с кризисными семьями: проект "Возвращение домой" // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 51-57.

51. Рахманина Т.В. Вам поможет библиотерапевт // Библиотека. - 2003. - №9. - С. 74-75.

52. Рубан М. Л. Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с социальным педагогом школы в условиях северного региона // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

53. Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей // Социальная педагогика. - 2006. - №1. - С. 61-76-87.

54. Синельников А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи // Семья в России. - 1996. - №2. - С.17-29.

55. Синягина Н. Группы особого психологического внимания: своевременная диагностика и коррекция // Директор школы. - № 9. - 2001. - С. 7.

56. Степанов В. Толмачева Е. Развитие системы психолого-медико-педагогической и социальной поддержки семьи в Чеховском районе // Социальная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 7-10.

57. Суворова О.В. Тамонова Д.М. Особенности я-концепции младших школьников из неполных семей // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть / Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.

58. Сысенко В.П. Прожиточный минимум как методологический принцип в оценке экономических мер социальной поддержки семей различных типов // Семья в России. - 1994. - №1. - С. 70-101.

59. Тенсина М.О. Неполные семьи // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 388 с.

60. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в ХХ-ХХ1 веках (отечественный и зарубежный опыт). Хрестоматия. / Сост. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. - М.: Магистр-Пресс, 2005. - 478 с.

61. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 1996. - 488 с.

62. Трофимова Р.А. Предварительные выводы библиотерапевтического исследования сельских библиотек Алтайского края // Проблемы научно-исследовательской работы библиотек Алтая - 2001. - Барнаул, 2001. - С. З-12.

63. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2002. - 366 с.

64. Царегородцев А.Д. Основные направления государственной политики по охране здоровья семьи, женщин и детей // Здравоохранение РФ. - 1997. - №1. - С.45-49.

65. Чеснокова Г.С. Книга и социальная адаптация личности // Воспитание и дополнительное образование. - № 3. - 2002. - С. 11.

66. Чиганова С. Социальная поддержка семей и профилактика социального сиротства в муниципальных образованиях // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 32-40.

67. Шакурова М. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа "Семья" // Социальная педагогика. - 2006. - №1. - С. 87-98.

68. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 388 с.

69. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: СТИ, 1999. - 242с.

70. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми // Воспитание школьников. - 2003. - №2. - С. 34-36.

Примечания:

работа не полностью