Организация деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 66  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального работника по профилактике правонарушений несовершеннолетних 6

1.1. Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних через призму нормативно - правовой базы 6

1.2. Особенности деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков 14

1.3. Модель деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков 26

Выводы по главе 1 32

Глава 2. Организация деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков 33

2.1. Основные направления деятельности по профилактике правонарушений среди подростков 33

2.2. Ведущие формы и методы деятельности социального работника по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 35

2.3. Основные результаты и выводы опытно - экспериментальной работы по профилактике правонарушений подростков 39

Выводы по 2 главе: 56

Заключение 57

Список литературы 59

Приложение………………………………………………………………………59

Введение

Стремительное распространение правонарушений и преступлений среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно провоцирующей дивиантное поведение подростков.

Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию детства в России. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной преступности.

Попадание подростка в неблагоприятную социальную среду способно оказать существенное влияние на психологическое развитие растущего субъекта, сделать невозможным приобретение им навыков овладения жизненными ситуациями и достижение эмоциональной зрелости.

Актуальность темы

Правонарушение - это противозаконные поступки людей в обществе, акты социально вредного поведения. Вместе с тем правонарушения имеют не только социальную, но и юридическую характеристику, поскольку они представляют собою поступки людей, противоречащие действующим правовым нормам.

С этой точки зрения, "о наличии правонарушения можно говорить лишь в рамках и с позиций закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных действий" [7].

Совокупность малозначительных правонарушений - явление, которое должно изучаться и учитываться статистикой, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности (на это обращали внимание С. Остроумов и 3. Яковлева).

Более того, такого рода негативное поведение должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности. Изучение этого явления нами предполагает прежде всего анализ мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних не будет способствовать успешной профилактике преступлений.

Социально-педагогическая профилактика - процесс государственно-общественный, основная направленность которого - устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. В ней концентрируется деятельность целых институтов и отдельных людей.

Актуальность темы указанной работы не вызывает сомнений, поскольку отражает чрезвычайную обеспокоенность общества и государства фактом значительного преобладания категории несовершеннолетних в составе преступных группировок в стране.

Программа вторичной профилактики правонарушений и преступлений в старшем подростковом возрасте, представленная в данной работе, разработана на основе программы личностно ориентированной профилактики правонарушений среди подростков и юношей.

Цель исследования: разработать модель профилактики правонарушений и реализовать ее в практической деятельности.

Объект исследования: профилактика правонарушений.

Предмет исследования: деятельность социального работника по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Гипотеза: Деятельность социального работника будет успешной, если он будет применять модель своей деятельности, которая предполагает:

- вторичный уровень профилактики;

- методы и способы коррекционно - развивающей деятельности.

Объект, предмет, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Теоретическое исследования проблемы правонарушений в молодежной среде на современном этапе.

2. Разработать модель профилактики несовершеннолетних.

3. Опробировать модель и условия центра ООО "Теплый дом".

Методы исследования:

- теоретические (анализ);

- имперические (тестирование и опрос);

База исследования: ООО "Теплый дом" - организация, занимающаяся вопросами социальной реабилитации подростков группы риска посредством оказания психологической и социальной поддержки.

Юридический адрес: г. Челябинск, улица Сулимова 98а - 14. Тел (факс) 2618660.

Основные направления деятельности ООО "Теплый дом":

- психодиагностический;

- психопрофилактический;

- консультационный;

- развивающий и психокоррекционный.

Теоретическо - методологическая база:

- основные теории дивиации поведения (Змановская Е.В., Курдицкий В.А. и другие);

- теории социализации человека (Смирнов И.П., Ткаченко Е.В.; Крявкин В.Я., Шипицина Л.М. и другие);

- основы социальной педагогики (Галаузова М.А., Мардахаева Л.В. и другие);

- теории преодоления наркомании (Аменд А., Жукова М.; Фролова Е. и другие);

- законодательная база (Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс РФ и т.д.).

Список литературы

1. Аверина Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе // Педагогика. - 2002. ? № 1. ? С. 56 - 60.

2. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. - 2004. ? № 4. ? С. 21 - 29.

3. Баймухаметов С. Омут: Что должны знать и что должны рассказать учителя и родители своим детям о наркомании // Смена. - 2001. ? № 12. - С.84 - 97.

4. Валионов А.С. В преддверии опасности, или как распознать начало наркомании // Основы безопасности жизни. - 2000. ? № 10. - С.24 - 27.

5. Гомончук М. Если подросток - наркоман: (приготовьтесь к долгой и трудной борьбе) // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. ? № 5. - С.27 - 29.

6. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 348с.

7. Дедловская В.И. Заложники "белой смерти": (Наркомания) // Физическая культура в школе. - 2004. ? № 6. - С. 75 - 79.

8. Еделева Е.Г. Интерактивный "форум-театр": профилактика наркозависимости // Психологическая газета. - 2002. ? № 6/81. - С.25? 26.

9. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 144с.

10. Захаров Ю.А. Наркомания: от отчаяния к надежде // Воспитание школьников. - 1999. ? № 6. - С.49 - 53.

11. Захаров Ю.А. Признаки употребления наркотиков подростками // Воспитание школьников. - 2000. ? № 1. - С.38 - 43.

12. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288с.

13. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). - СПб.: КАРО, 2004. - 112с.

14. Кабачков В.А. Социально-педагогические подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. ? № 1. - С.53 - 56.

15. Как распознать наркомана // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. ? №6. - С.26 - 27.

16. Климович В.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе: Программа // справочник руководителя образовательного учреждения. - 2004. ? № 7. ? С.63 - 71.

17. Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. - 2002. ? №1. - С.34 - 41.

18. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. - 1999. ? №52. - С. 21.

19. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи . - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

20. Коростылев Н. Черная "белая туча": (Наркомания) // Физическая культура в школе. - 2000. ? № 1. - С.41 - 42.

21. Корсак К., Тарутина З. Образование и наука CONTRA наркомании // Народное образование. - 2003. ? № 6. - С.131 - 141.

22. Косяков В.Г. "Черные буквы": (Мероприятия по профилактике наркомании) // Классный руководитель. - 2002. ? №7. - С. 131 - 141.

23. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. ? № 5. - С.40 - 42.

24. Макеева А.Г. Долго ли до беды? : Педагогическая профилактика детского наркотизма. - М.: Линка-пресс, 2000. - 159 с.

25. Макеева А. Как одолеть черных колдунов? (О профилактике детской наркомании) // Народное образование. - 1999. - №5. - С. 321 - 324.

26. Макеева А. Над пропастью: (Особенности профилактической работы со школьниками, использующими наркотические вещества) // Прикладная психология и психоанализ. - 1999. - № 2. - С. 21 - 23.

27. Макеева А. Профилактика "по-чикагски": (Профилактика наркомании среди молодежи) // Директор школы. - 1999. - № 3. - С. 71 - 74.

28. Максимова Т.И. Ранняя профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - №8. - С. 78 - 84.

29. Машер Н. Вопреки хаосу: (О работе Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании") // Семья и школа. - 2000. - № 4. - С. 14 - 17.

30. Машер Н. Начни с себя: (Профилактика наркомании) // Семья и школа. - 2000. - № 1. - С.16 - 17.

31. Медведева И., Шишова Т. Почему буксуют наши методики борьбы с наркоманией // Воспитание школьников. - 2003. - № 7. - С.53 - 61.

32. Методика и технологии работы социального педагога/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

33. Милослав В. Дыра в душе: Как уберечь ребенка от наркомании? // Народное образование. - 2003. - № 6. - С.130 - 141.

34. Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. - № 3. - С.3 - 13.

35. Мочалов А. Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь // Основы безопасности жизни. - 2002. - № 5. - С.18 - 20.

36. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.

37. Наркота бросает вызов: (" Круглый стол", посвященный профилактике и лечению наркомании) // Свет: природа и человек. - 2001. - № 5. - С.6 - 8.

38. Наркотики и возраст: (Отношение детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от возрастной группы) // Основы безопасности жизни. - 2000. - №6. - С. 23 - 24.

39. Наркоситуация в среде детей и молодежи // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - №7. - С. 68 - 71.

40. Не унесенные дымом: (Как защитить ребенка от пагубной привычки) / Под ред. Т.Я. Ефимова. - М.: Изд. дом журн. "Здоровье", 2003. - 32 с.

41. Павлов О. Мнимое наслаждение: (Наркомания) // Народное образование. - 2000. - № 1. - С.181.

42. Панина Г., Пиликян К., Штукатурова В. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход // Воспитание школьников. - 2001. - № 9. - С. 54 - 60.

43. Петрова А. Как бороться с наркоманией // Основы безопасности жизни. - 2002. - № 11. - С. 53 - 54.

44. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

45. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. - 256 с.

46. Пузыревская И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 38 - 39.

47. Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. - Ярославль: Академия развития: 2004. - 192 с.

48. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с.

49. Савельева Г. Наркомания - бич цивилизации // Народное образование. - 1999. - №6. - С. 172 - 180.

50. Салматова Г. Профилактика употребления психоактивных веществ: (программа занятий с подростками) // Воспитание школьников. - 2003. - № 6. - С. 30 - 32.

51. Сборник научно-методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Библиотечка журнала "Вестник образования". - 2004. - № 7. - С. 3 - 64.

52. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 252 с.

53. Сидоров Н.Р., Надеждин А.В. Профилактика нарко- и таксикоманий в учреждениях образования // Образование в современной школе. - 2000. - № 10. - С. 65 - 72.

54. Синягина Н. Акция "Отцы против наркотиков" // Директор школы. - 2001. - № 10. - С. 94 - 96.

55. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176 с.

56. Сирота Н., Ялтонский В., Петунс О. и др. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде // Народное образование. - 2001. - № 5. - С. 146 - 242.

57. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от терапии к практике. - М.: Генезис, 2001. - 216 с.

58. Смирнов Н.К. Наркотики как проблема школы // Классный руководитель. - 2001. - № 7. - С. 55 - 56.

59. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Воспитательная работа в новых условиях: (Опыт учреждений профессионального образования). - М.: Изд - во НОУ ИСОМ, 2003. - 278 с.

60. Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи: всероссийское социологическое исследование. Диагностика новых мотиваций молодежи, целевые программы воспитания, эксперименты и опыт. - Екатерингбург: Сократ, 2005. - 183 с.

61. Соковня И. Вредные привычки: наркомания // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 8-9. - С. 24 - 27.

60. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

61. Струговец И. Угроза настоящему и будущему (вкус наркотиков знают уже около 2 миллионов россиян) // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - №7. - С. 29 - 33.

62. Сухарев А. Сказки против наркотиков // Директор школы. - 1999. - № 5. - С.92 - 93.

63. Тростанецкая Г. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании // Народное образование. - 1998. - №9-10. - С.194 - 197.

64. Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. - 2000. - №8. - С.22 - 26.

65. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 228с.

66. Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. - 1999. - №10. - С.32 - 33.

67. Чередниченко Т.А. Против наркотиков - всем миром // Библиотека. - 2004. - №1. - С. 15 - 17.

68. Шершнева Е.Т. Координационный совет по профилактике пьянства и наркомании среди подростков // Классный руководитель. - 2002. - №8. - С.55 - 60.

69. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 495.

Шишова Т. Детская наркомания - современная ситуация // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С.62 - 66.

70. Школа может многое: О целевой программе "Без наркотиков" // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - №11. - С. 24 - 28.

71. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России // Социологические исследования. - 2004. - №1. - С. 70 - 91.

72. Эльберт Г.К. Прививки от наркомании спасут миллионы детей // Психологическая газета. - 2004. - №1. - С.20 - 22.

Примечания:

Примечаний нет.