СЕМЬЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения современной

семьи

1.1. Типы современных семей и их особенности 8

1.2. Социальные проблемы семьи воспитывающей детей 19

Глава 2. Подростковые правонарушения и роль семьи в их

профилактике

2.1. Подростковые правонарушения как одна из форм девиантного

поведения 24

2.2. Профилактическая работа в семье с подростками 27

2.3. Ювенальная юстиция новая область социальной работы

с подростками девиантного поведения 30

Глава 3. Социально-педагогическая работа с семьями по

профилактике подростковых правонарушений

3.1. Программы работы с семьей по профилактике

подростковых правонарушений реализуемых в Москве 40

3.2. Проект: Выездной сессии лагеря семей с подростками 42

Заключение 48

Список использованных источников и литературы 53

Приложение 61

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу .

Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения.

Семья в последние годы испытывает серьезные потрясения из-за социальных проблем, с которыми ей приходится сталкиваться в современном обществе. Под бременем экономических, политических и социальных проблем рушится не только быт, но и отношение супругов, родителей и детей.

И проблема девиантного поведения подростков, прежде всего это проблема семьи. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений России в условиях кризиса. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними.

Негативные явления правонарушений осуществляемых несовершеннолетними в их совокупности могут стать фактором усиления социально-политической напряжённости в государстве, препятствовать его экономическому и социальному развитию, создать серьёзные проблемы в восполнении трудовых и мобилизационных ресурсов.

В этих условиях особое значение приобретает деятельность всех органов управления, учреждений и организаций, занимающихся вопросами развития, нравственного и физического формирования подрастающего поколения, их воспитания и социальной адаптации в обществе, защитой прав и интересов детей и подростков.

Одним из инструментов социального управления является формирование и поддержание деятельности системы профилактики детской преступности как части социального комплекса страны. Совокупность обстоятельств и причин, изложенных выше, обусловливает актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. О семье и детях пишет множество Российских и зарубежных авторов. Среди российских можно выделить В.М. Целуйко, где автор рассказывает о социально-психологических проблемах семьи и кризисных ситуациях, возникающих в семье между детьми и родителями .

В работах А.И. Антонова, В.М. Медкова отражены структуры и функции семьи, семья как малая группа и как социальный институт, основные тенденции семейных изменений и их социально-экономическая детерминация, семейное поведение, проблемы семейной политики .

Е.И. Холостовой в своих работах раскрываются технологии социальной работы с дезадаптированными детьми как в России, так и за рубежом .

Н.Н. Посысоев раскрывает основные психологические закономерности семьи как особого пространства жизнедеятельности. Основные феномены, проблемы семейных отношений в логике развертывания жизненных фаз развития семьи .

В трудах А.Н. Елизарова много сведений относительно причин тех или иных неудач, связанных с семейной жизнью .

И.С. Кон дает систематическое изложение основных психологических и социальных проблем подростков, описывает, вследствие чего возникает девиантное поведение .

Вопросы социального обслуживания, социальной помощи, организации социальной работы с несовершеннолетними получили весьма широкое освещение в отечественной науке социальной, в первую очередь в трудах С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.С. Алексеевой, И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Н.Ф. Басова, А.С. Сорвиной и других .

Интерпретация основных понятий. В соответствии с законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних" приняты следующие определения в соответствии с темой исследования.

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Объект исследования - семьи, воспитывающие детей, склонных к правонарушениям.

Предмет исследования - семья, как средство профилактики подростковых правонарушений.

Цель исследования - попытка перспективного комплексного видения острой социальной проблемы - правонарушения среди детей и подростков и путей её решения.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

Задачи:

1. рассмотреть роль, функции и типы семей;

2. выделить причины возникновения подростковых правонарушений, как одну из форм девиантного поведения;

3. исследовать опыт работы с семьями по профилактике правонарушений детей.

4. разработать проект выездной сессии по работе с семьями с детьми подросткового возраста на основании изученного теоретического и практического опыта направленного на решение проблемы.

5. проанализировать состояние регулирования проблемы девиантного поведения детей и молодежи нормативно-правовой базой;

6. выявить положительные стороны и недостатки в организации работы по предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также девиантных групп молодежи;

Гипотеза. По мнению автора, в современном российском обществе сложность положения несовершеннолетних усугубляется нестабильностью всех социальных институтов. Необходимо формирование последовательной целостной политики социальной защиты и поддержки несовершеннолетних и молодежи. Ценную помощь, в решении этих проблем, окажет своевременно начатая и правильно организованная профилактическая работа в детской и подростковой среде семьей, которая возможна и должна регулярно проводиться как одна из основных задач в организации работы учреждений социальной защиты наряду с правоохранительными и медицинскими учреждениями.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М., 2005.

2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1999.

4. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2005.

5. Антонов А.И. Социология семьи. Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2005.

6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ; Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.

7. Артамонова Е.И. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

8. Басов Н.Ф. Основы социальной работы. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2007.

9. Волосов М.Е. и др. Большой юридический словарь.- М.: Инфра-М, 2006.

10. Говако Б.И. Студуенческая семья. - М.: Мысль, 2005.

11. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2006.

12. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. - Барнаул, 1994.

13. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. Практическое пособие. - М.: Издательство РПА, 2006.

14. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М., 2003.

15. Джунин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2008.

16. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учеб. пособие. - М.: Владос, 2006.

17. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальные институты и процессы. Т. 3. - М.: МГУ, 2000.

18. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. - М.: "Ось-89", 2004.

19. Зритнева Е.И. Семьеведение. Учеб. пособие. - М.: Владос, 2006.

20. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.,2008.

21. Карцева Л.В. Педагогика и психология социальной работы с семьей. Учеб. пособие. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2009.

22. Кон И.С. Психология ранней молодости. - М.: Просвещение, 1989.

23. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд. - М.: Генезис, 1999.

24. Курбатов В.И. Социальная работа. Учеб. пособие. - М.: Феникс, 2006.

25. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - М., 1998.

26. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.

27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1997.

28. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М ., 1996.

29. Осадчая Г.И. и др. Семья в России и в Москве в начале XXI века. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

30. Павленок П.Д. Теория история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2003.

31. Панов А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие. - М., 2004.

32. Социальная работа / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2008.

33. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.,1996.

34. Фирсов М.В. Теория социальной работы. Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2005.

35. Холостова Е.И. Голосарий социальной работы. - М., 2007.

36. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. Учеб. пособие. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2009.

37. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2008.

38. Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пособие. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2008.

39. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

40. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. - М., 2007.

41. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр "академия", 2004.

42. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого, И.В. Скомарцевой. - СПб., 2002.

43. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

44. Основы социологии: Учеб. пособие / Под. ред. М.В. Прокопова. - М.: Издательство РДЛ, 2001.

45. Основы теории социальной работы / Под ред. П.Д. Павленок. - М., 1996.

46. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997.

47. Социальная работа / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2008.

48. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001.

49. Социология семьи: Учеб. / Под ред. А.И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2005.

50. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2004.

51. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.

52. Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002.

53. Мак Элри Ф. Конфликты в школе: решение "выигрыш-выигрыш" / Пер. с англ. Архив Центра "Судебно-правовая реформа". - М., 2006.

54. Нагаев В.В. и др. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Журнал Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - № 3.

55. Материалы семинара по теме "Восстановительная юстиция - новая область социальной работы". 10-13 октября 2000 г. - М.: Общественный центр "Судебно-правовая реформа" СТИ МГУС.

56. Максудов Р., Флямер М. Программы восстановительного правосудия и социальная работа: возможности взаимодействия в ювенальной юстиции // Вестник восстановительной юстиции. - 2000.

57. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Принято Федеральным законом РФ 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

58. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой - М.: ПЕР СЭ, 2007.

59. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1989.

60. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. - М.: Книжный Дом, 2003.

61. Толковый словарь / Под ред. С.И. Ожегова. - М., 1998.

Примечания:

Примечаний нет.